В условиях гарантированного обеспечения механизма реализации конституционных прав граждан в области социальных гарантий в части транспортного обслуживания, результаты проведенных Комитетом государственного контроля Брестской области контрольно-аналитических мероприятий свидетельствуют о недостаточности, принимаемых транспортными организациями области, местными исполнительными и распорядительными органами, мер по оптимизации и снижению затрат на перевозку пассажиров городским и пригородным автомобильным транспортом, а соответственно сокращению объемов бюджетного субсидирования организаций их оказывающих.
Выбор темы и объектов проверки был не случаен, в 9 по сути государственных организациях отрасли, работает почти 5 тыс. человек, ежегодно из бюджета направляются порядка 130 млрд. рублей субсидий.
По
предварительному изучению в работе организаций Брестоблавтотранс (головная
организация в области) имеется ряд недостатков и упущений и как показала
проверка – целый веер нарушений требований законодательства.
Так в условиях дефицита оборотных
средств необеспеченно своевременное поступление выручки от экспорта услуг на
общую сумму порядка 1,0 млрд. руб. Выявлены нарушения при выдаче займов, в
условиях убыточности деятельности и при наличии просроченной задолженности за
потребленные энергоресурсы. Незаконная выдача премий. Нарушения порядка закупок,
ведения бухгалтерского учета и отчетности, порядка учета, хранения лома и
отходов черных и цветных металлов, сроков
выплаты заработной платы. Только за проезд тяжеловесных и крупногабаритных
транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования общество
недоплатило в бюджет почти 2 млрд. руб.
Наряду с фискальной составляющей контрольно-аналитическими
мероприятиями в отношении 9 транспортных предприятий области установлены и
резервы по снижению затрат при обеспечении транспортного обслуживания
населения.
Например, включение в состав затрат по социально-значимым
перевозкам сумм амортизационных отчислений по транспорту, приобретенному за
счет бюджетных ассигнований, влечет дополнительные расходы бюджетов.
Еще
одним существенным резервом снижения себестоимости является оптимизация
существующей маршрутной сети и графиков движения общественного транспорта. По
отдельным населенным пунктам нормативы социальных стандартов
превышаются в десятки раз.
Оценочный
экономический эффект от реализации выработанных Комитетом мероприятий по
снижению затрат составляет более 60 млрд. руб. в год.
В апреле текущего года
органами прокуратуры Брестской области в системе транспортных предприятий
области проведены проверки выполнения требований Директивы Президента
Республики Беларусь от 14.06.2007 № 3 «О приоритетных направлениях укрепления
экономической безопасности государства». В частности, такие проверки проведены
в ОАО «Брестоблавтотранс», его филиалах, а также ОАО «Автобусный парк г.
Барановичи», ОАО «Пинский автобусный парк», ОАО «Пинагрузсервис».
В ходе проверок
установлено, что в ряде случаев принимаемые должностными лицами организаций
решения в сфере обеспечения сохранности собственности, договорной и
претензионно-исковой работы не в полной мере отвечают их экономическим
интересам, способствуют увеличению непроизводительных расходов.
Так,
выявлены факты ненадлежащей организации и осуществления договорной работы,
заключения договоров, в том числе и с иностранными контрагентами, на условиях
значительной отсрочки платежей за фактически оказанные услуги, непринятия при
наличии достаточных оснований по взысканию задолженности в судебном порядке.
Практика
заключения ОАО «Брестоблавтотранс» договоров международной перевозки грузов в
отсутствие условий о предварительной оплате таких услуг одновременно с
ненадлежащей проверкой сведений о платежеспособности и надежности иностранных
контрагентов способствует образованию просроченной внешней дебиторской
задолженности, и, как следствие, влечет превышение сроков завершения
внешнеторговых операций.
Негативно
на финансовом и имущественном положении предприятий сказываются также
выявленные факты излишних расходов, например, на оплату организациями штрафов,
пени, государственной пошлины при рассмотрении дел в суде, вызванных различными
нарушениями со стороны работников данных организаций. При этом руководителями в таких случаях не всегда принимаются меры
по возмещению виновными работниками ущерба, причиненного такими выплатами.
В ОАО «Брестоблавтотранс» выявлены также
факты совершения должностными лицами коррупционных правонарушений, нарушений
обязательств, установленных для государственных должностных лиц, а также
ненадлежащей работы по профилактике коррупционных проявлений.
Результаты проведенной работы рассмотрены на
совместном заседании коллегий Комитета государственного контроля Брестской области
и прокуратуры Брестской области.