Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Комитет государственного контроля
Республики Беларусь

В помощь руководителям

25.09.2018

О закупках за счет собственных средств государственных унитарных предприятий и хозяйственных обществ с долей государства

К закупкам за счет собственных средств государственных унитарных предприятий и хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 25 процентов акций (долей) принадлежит Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности, предъявляются требования, схожие с требованиями к государственным закупкам (публичность, использование преимущественно конкурентных процедур и др.). 


Порядок закупок за счет собственных средств для них установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2012 года № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств». 


Следует отметить, что не все закупки за счет собственных средств организаций подпадают под действие постановления № 229. Исключения сделаны для закупок товаров (работ, услуг), указанных в приложении 1 к данному постановлению. 


К таким закупкам товаров (работ, услуг) относятся закупки при строительстве, закупки на сумму до 1000 базовых величин по одной сделке, закупки товаров для оптовой и (или) розничной торговли, закупки коммунальных услуг, услуг связи (кроме сотовой подвижной электросвязи) и др. При этом под суммой сделки понимается вся сумма договора, а не стоимость отдельной поставки в рамках его исполнения. 


Остановимся на основных требованиях, предъявляемых постановлением № 229 к порядку осуществления закупок товаров (работ, услуг). 


В организации должен быть разработан порядок закупок за счет собственных средств, в котором определяются виды процедур, условия их применения и проведения, требования к заключению и исполнению договоров на закупки, а также иные положения, связанные с осуществлением закупок (часть 2 подпункта 2.1 пункта 2 постановления № 229). 


В соответствии со статьей 11.77 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях нарушение установленных законодательством требований к порядку осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до пятидесяти базовых величин. 


Необходимо учитывать, что республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, иные государственные органы (организации), государственные объединения с учетом специфики осуществления деятельности вправе определить для находящихся в их подчинении (входящих в состав, систему) организаций особенности осуществления закупок за счет собственных средств. 


Порядок закупок за счет собственных средств утверждается в унитарном предприятии – его директором; в хозяйственном обществе – советом директоров (наблюдательным советом), правлением (дирекцией) либо директором (генеральным директором) в зависимости от компетенции, определенной уставом общества. 


В течение трех рабочих дней после утверждения порядок закупок за счет собственных средств размещается в информационной системе «Тендеры» на сайте ИРУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен». 


Для осуществления закупок в организации формируется соответствующая комиссия. Ее членами не могут быть физические лица, лично заинтересованные в результатах закупок, в том числе подавшие предложения на участие в процедуре закупки, работники и иные лица, входящие в состав органов управления потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), подавших предложения на участие в процедуре закупки, либо физические лица, на которых способны оказывать влияние потенциальные поставщики (подрядчики, исполнители), в том числе физические лица, являющиеся участниками, учредителями (собственниками имущества) потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также работники кредиторов организации, должностные лица контролирующих (надзорных) органов. 


Закупки за счет собственных средств могут проводиться с применением конкурентных процедур и закупки из одного источника. Какие конкурентные процедуры и в каких случаях они проводятся, организации решают самостоятельно. 


А вот закупки из одного источника проводятся только в случаях, оговоренных подпунктом 2.2 пункта 2 постановления № 229: 


возникла срочная необходимость в закупке, а применение конкурентных процедур закупок невозможно вследствие отсутствия необходимого времени для их проведения; 


организацией, осуществившей закупку у определенного поставщика (подрядчика, исполнителя), установлено, что дополнительная закупка в количестве (объеме), не превышающем количества (объема) первоначальной закупки, ввиду необходимости обеспечения совместимости с ранее закупленными товарами (работами, услугами) должна быть произведена у того же поставщика (подрядчика, исполнителя); 


конкурентная процедура закупки либо часть (лот) предмета процедуры закупки признана несостоявшейся и повторное ее проведение является нецелесообразным. 


При этом постановление № 229 обязывает осуществлять закупки из одного источника только у производителей или их сбытовых организаций (официальных торговых представителей), в том числе включенных в Регистр производителей товаров (работ, услуг) и их сбытовых организаций (официальных торговых представителей), ведение которого осуществляется ИРУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен». Исключение установлено в случаях, когда такие закупки невозможны или экономически нецелесообразны. 


Приглашение к участию в любом виде конкурентных процедур закупок размещается в открытом доступе в информационной системе «Тендеры». Кроме этого, организация обязана дополнительно разослать приглашения к участию в конкурентной процедуре закупки производителям, включенным в Регистр производителей товаров (работ, услуг) и их сбытовых организаций (официальных торговых представителей), в количестве не менее десяти (при их наличии). Несоблюдение этого требования влечет наложение штрафа в размере до 50 базовых величин. 


Срок для подготовки и подачи предложений на участие в конкурсе и электронном аукционе должен составлять не менее двадцати календарных дней, а по другим видам конкурентных процедур закупок, повторным процедурам закупок, а также в случае, если стоимость закупки не превышает 3000 базовых величин, – не менее пяти календарных дней со дня размещения приглашения в информационной системе «Тендеры». За уменьшение этого срока предусмотрена административная ответственность. 


Участником конкурентной процедуры закупки может быть любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения. 


Вместе с тем, необходимо обратить внимание, что не допускаются к участию в процедуре закупки юридические лица и индивидуальные предприниматели, включенные в реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам, и (или) включенных в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере. 


Кроме этого, организация обязана отклонить предложение участника процедуры закупки, не являющегося производителем или его сбытовой организацией (официальным торговым представителем), в случае, если в конкурентной процедуре закупки участвует не менее одного производителя и (или) сбытовой организации (официального торгового представителя) и цена предложения такого участника не ниже цены участвующего в процедуре закупки производителя и (или) его сбытовой организации (официального торгового представителя). 


Также необходимо учитывать, что согласно приложению 3 к постановлению № 229 к участию в процедурах закупки товаров стоимостью свыше 2000 базовых величин допускаются поставщики, предлагающие товары, происходящие из Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Грузии, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Народной Республики Бангладеш, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, Украины и Швейцарской Конфедерации. 


Поставщики, предлагающие товары, поименованные в приложении 3 к постановлению № 229, происходящие не из указанных стран, допускаются к участию в процедурах закупки только после согласования с Комиссией по вопросам промышленной политики. Такое согласование осуществляется организацией через вышестоящий государственный орган (государственную организацию). 


При проведении конкурентной процедуры закупки организация обязана сформировать документацию о закупке, которая должна содержать сведения, предусмотренные подпунктом 2.8 пункта 2 постановления № 229. 


Взимание платы с участников за документацию не допускается. 


Организация вправе отменить процедуру закупки на любом этапе ее проведения при отсутствии финансирования, утрате необходимости приобретения товаров (работ, услуг), изменении предмета закупки и (или) требований к квалификационным данным участников процедуры закупки. В этом случае проводится повторная процедура закупки, аналогичная отмененной. Кроме того, организация должна признать конкурентную процедуру закупки несостоявшейся в случаях, если поступило менее двух предложений на участие в процедуре закупки; в результате отклонения предложений их осталось менее двух; отклонены все предложения, в том числе как содержащие экономически невыгодные для заказчика условия; победитель процедуры закупки не подписал договор на закупку; до заключения договора на закупку проверкой уполномоченных органов (организаций) были выявлены нарушения в проведении процедуры закупки и результаты проверки не обжалованы организацией в установленном порядке. 


При признании процедуры закупки несостоявшейся и нецелесообразностью проведения повторной возможно проведение закупки из одного источника. 


Победителем конкурентной процедуры закупки признается лицо, предложившее лучшие условия в соответствии с критериями и способом оценки и сравнения, указанными в документации о закупке. 


Уведомление о выборе победителя направляется участникам процедуры закупки не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения. 


Договор на закупку может быть заключен не ранее чем через пять календарных дней, а в случае, если стоимость закупки не превышает 3000 базовых величин – трех рабочих дней после выбора победителя. 


Сообщение о результате конкурентной процедуры закупки размещается в открытом доступе в информационной системе «Тендеры» в течение пяти календарных дней после заключения договора на закупку либо принятия решения об ином результате процедуры. 


За размещение сообщения о результате процедуры закупки позднее пятидневного срока должностные лица организации могут быть привлечены к административной ответственности. 


 Кроме того, не позднее 1 февраля организация должна разместить в информационной системе «Тендеры» сведения о количестве и общей стоимости договоров на закупки товаров (работ, услуг), заключенных в предыдущем году, за исключением сведений о договорах на закупку товаров (работ, услуг), сведения о которых относятся к информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено законодательными актами; специфических товаров (работ, услуг); валютных ценностей, ценных бумаг в белорусских рублях у резидентов Республики Беларусь. товаров (работ, услуг) на сумму до 1000 базовых величин по одной сделке. 


Участник процедуры закупки, чьи права и интересы нарушены при ее проведении, вправе обратиться для урегулирования спора непосредственно в саму организацию, проводившую процедуру закупки, либо обжаловать неправомерные, с его точки зрения, решения и (или) действия (бездействие) в судебном порядке.  

Все новости