Настройки
Комитет государственного контроля Республики Беларусь
Главная / В помощь руководителям

О проведении капитального ремонта жилфонда

Согласно п. 4 ст. 98 Жилищного кодекса эксплуатирующая организация обязана следить за состоянием многоквартирного жилого дома, определять нужен ли ему ремонт и обеспечивать его проведение.

Основным нормативным актом, регулирующим порядок проведения капремонта жилья, является Положение о порядке планирования, проведения и финансирования капитального ремонта жилищного фонда, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 апреля 2016 года № 324 (Положение № 324).

Согласно п. 6 Положения № 324 необходимость проведения капремонта жилфонда определяется на основании:

технического состояния жилого дома в целом, а также его конструктивных элементов, которое определяется эксплуатирующими организациями на основании обследования, проводимого дважды в год (весной и осенью);

срока службы жилого дома в целом, а также его конструктивных элементов;

архитектурно-планировочных качеств жилого дома и уровня его благоустройства;

генерального плана жилой застройки (улиц, кварталов, микрорайонов), в которой расположен жилой дом.

Списки домов, которые требуют капремонта, эксплуатирующие организации подают в местные исполнительные комитеты. На основании этих списков составляются и утверждаются графики капремонта домов на ближайший год и программы на 5 лет. Графики и программы ежегодно не позднее 1 февраля публикуются в СМИ, в том числе в интернете (п. 7 Положения № 324).

Следует отметить, что в соответствии с п. 9 Положения № 324 в графики капремонта включаются жилые дома, стоимость ремонта 1 кв.м которых не превышает установленную предельную норму затрат на ремонт 1 кв.м общей площади квартир жилых домов. Если стоимость капремонта 1 кв.м общей площади жилого дома превышает установленную, включение такого дома в график капремонта жилья производится по решению облисполкомов.

Кроме того, п. 14 Положения № 324 определен исчерпывающий перечень работ, которые могут выполняться при капремонте жилья и финансироваться за счет бюджета, а также отчислений граждан, аккумулируемых на специальных счетах эксплуатирующих организаций. К таким работам в том числе относится ремонт фасадов с устранением сырости и продуваемости (без доведения сопротивления теплопередаче наружных ограждающих конструкций до установленного техническими нормативными правовыми актами нормативного значения), утеплению фасадов (до требуемого значения сопротивления теплопередаче ограждающих конструкций).

При этом в соответствии с п. 9-1 Положения № 324 утепление фасадов жилых домов с доведением уровня сопротивления теплопередаче наружных ограждающих конструкций до требуемого значения осуществляется на основании решения, принимаемого созданной облисполкомами комиссией. Решение принимается на основании оценки технического состояния фасадов жилых домов, произведенной на основании заключения проектной организации о состоянии наружных ограждающих конструкций таких домов, актов обследования состояния квартир, фотоматериалов на предмет наличия сырости (промерзаний) и сведений о потреблении тепловой энергии на отопление жилых домов.

Несоблюдение этих требований при проведении капремонта жилья влечет незаконное (нецелевое) использование средств бюджета и (или) отчислений граждан. Ответственность за указанные нарушения предусмотрена статьями 11.16 и 11.69 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП).

К примеру, одной из районных организаций ЖКХ в графики капремонта на 2017-2018 годы были необоснованно (при отсутствии решений облисполкома) включены отдельные жилые дома, стоимость ремонта 1 кв.м которых превысила установленные нормативы. В результате на ремонт этих домов было незаконно получено и использовано более 300 тыс. рублей бюджетных средств. После вмешательства государственных контролеров денежные средства в полном объеме возвращены в бюджет. 
Читать все новости