Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Комитет государственного контроля
Республики Беларусь

В помощь руководителям

19.06.2019

О перечислении части прибыли

Общества с долей государства более 50% в уставном фонде в соответствии с законодательством обязаны часть прибыли (дохода) перечислять в бюджет.

Когда по окончании финансового года хозяйственные общества подводят итоги своей деятельности, особую актуальность приобретает вопрос распределения прибыли и выплаты дивидендов.

Законодательство Республики Беларусь обязывает общества с долей государства более 50% в уставном фонде перечислять часть прибыли (дохода) в соответствующие бюджеты. Эти нормы определены Указом Президента Республики Беларусь от 28.12.2005 № 637 «О порядке исчисления в бюджет части прибыли государственных унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, а также доходов от находящихся в республиканской и коммунальной собственности акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ и об образовании государственного целевого бюджетного фонда национального развития».

Как показали контрольно-аналитические мероприятия, не все субъекты хозяйствования соблюдают эти требования.

Так, в ходе проверок и мониторингов в Любанском, Солигорском, Несвижском, Пуховичском, Стародорожском и Клецком районах были выявлены многочисленные факты неперечисления в бюджет хозяйственными обществами причитающейся минимальной части чистой прибыли (дивидендов).

К примеру, решением общего собрания акционеров ОАО «Осовец-агро» Любанского района вся полученная за 2016 год прибыль направлена на пополнение собственных оборотных средств.

ОАО «Пуховичский райагросервис» по итогам финансово-хозяйственной деятельности за 2017 год была получена прибыль, однако общество в расчете минимально причитающейся суммы дивидендов вместо 20% указало 0% и соответственно в бюджет ничего не перечисляло.

Вопрос о распределении прибыли в некоторых открытых акционерных обществах даже не рассматривался, хотя по законодательству его рассмотрение является обязательным и относится к исключительной компетенции общего собрания участников.

Кроме того, в ходе контрольно-аналитических мероприятий были выявлены ошибки в расчете части прибыли (дохода), подлежащей перечислению в бюджет, форма которого установлена постановлением Министерством финансов Республики Беларусь от 05.02.2013 № 7.

Например, в двух обществах Несвижского района была занижена на 958,9 тыс. рублей принимаемая к расчету дивидендов сумма прибыли, что привело к недоплате в бюджет 41,2 тыс. рублей.

Типичные ошибки, которые допускали хозяйственные общества в расчете минимально причитающейся части прибыли (дивидендов), обусловлены включением в состав применяемых вычетов, направленных на создание и приобретение основных средств, стоимости активов, источником финансирования которых являлась не прибыль общества, а средства районного бюджета, амортизационные отчисления и иные источники. Такие ошибки напрямую повлияли на расчет дивидендов и привели к недополучению денежных средств бюджетами районов.

Еще одним нарушением является несвоевременность перечисления дивидендов, сроки которых также установлены Указом № 637 (ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом, за IV квартал отчетного года - не позднее 22 марта года либо не позднее 22-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором участникам хозяйственного общества объявлена дата выплаты дивидендов за отчетный период).

При этом общество за нарушение сроков выплаты дивидендов обязано не только перечислить пеню за каждый день просрочки, но и оплатить штраф, установленный Декретом Президента Республики Беларусь от 20.03.1998 № 3 «О приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» в размере 10% от причитающейся основной суммы платежа. 

Все новости