04.08.2022
Обещанного ждут
Капремонт: долго, дорого и не всегда качественно
Больше половины многоэтажек в первом полугодии ремонтируется с нарушением нормативных сроков (в 2021-м была треть) и 78 процентов — в Минске (77 процентов в прошлом году). Отрицательная динамика стала одним из поводов для предметного разбирательства на коллегии Комитета госконтроля.
Цифры и факты
Количественные ориентиры по капремонту Государственной программы «Комфортное жилье и благоприятная среда» на 2016—2020 годы не выполнены ни в одном регионе страны. А Минск осилил чуть более 60 процентов задания.
К тому же сведения далеко не всегда достоверны. Юрий Фролов, начальник главного управления контроля строительства, ЖКХ и по г. Минску КГК, привел примеры, как в Минске в отчетность за 2021 год о вводе после капремонта оказались включены площади 70 домов, но 62 из них — без ремонта отдельных балконов и лоджий, предусмотренных проектом, а восемь завершены только в январе 2022-го. В Могилеве одни и те же площади включали в отчетность несколько лет подряд — по мере ремонта в 2013-м, 2014-м, 2018-м и 2021-м отдельных конструктивных элементов балконов, водопроводов, канализации, крыш и оконных заполнений в местах общего пользования в двух домах по проспекту Мира. Оказались в отчетах и шесть многоэтажек, в которых меняли автономную пожарную сигнализацию.
Каждый четвертый — без документов
Еще одна болевая точка — несвоевременно подготовленные и некачественные проекты. В Минске на начало мая, а в Гродненской области на начало апреля документацией не обеспечен каждый четвертый объект, запланированный к вводу в нынешнем году.
Кроме того, хромает предпроектное обследование, постоянно всплывают ошибки и требуются частные корректировки проектов, плюс слабый авторский и технадзор, особенно при выполнении тепловой изоляции стен, устройстве кровель, установке окон, замене инженерных коммуникаций, благоустройстве территорий. Больным местом стало ненадлежащее укрытие квартир при ремонте кровли.
Долгострой
В минувшем году так можно охарактеризовать каждый третий ремонтирующийся дом, в Минске — 77 процентов. В первом полугодии ситуация усугубилась — затянулась стройка на 418 объектах из 866 (48,3 процента, в Минске — 78 процентов). Причем на 20—60 месяцев!
Вот примеры. В 2017 году строительные бригады вошли в дом № 28 по улице Стахановской и № 100 по улице Розы Люксембург в Минске, обещая уйти через три и 3,5 месяца соответственно, но задержались на 60 и 53 месяца. Аналогичная картина в доме № 30 по улице К. Маркса — двухмесячный нормативный срок увеличился на 56 месяцев.
— Внешне дома выглядят отремонтированными, но их готовность документально не подтверждена из-за несостоятельности подрядчиков, некоторые в стадии ликвидации, другие не устранили замечаний Госстройнадзора по качеству работ и примененных материалов, — уточнил Юрий Фролов.
Причины такие: подрядчиков зачастую выбирают формально, у некоторых из имущества лишь офис и легковые авто. За качество работ их заказчик не несет ответственности: по законодательству он всего лишь уполномоченное лицо по управлению общим имуществом.
О деньгах
Капремонт жилья слишком дорого обходится бюджету. Минск инвестирует до 70 процентов средств, Гродненская, Минская, Витебская, Брестская области — свыше 50, Гомельская и Могилевская — более 40. Есть вопрос с полнотой сбора и целевым использованием отчислений граждан в товариществах собственников и организациях застройщиков. Учитывая долгий межремонтный период — свыше 30 лет — и целевой характер накоплений, эти деньги фактически заморожены и обесцениваются, причем далеко не всегда на спецсчетах, что провоцирует еще и их разбазаривание. — В итоге людям придется потом одномоментно где-то искать средства, в несколько раз превышающие собранные суммы, — обозначил болевую точку Юрий Фролов и внес предложение об аккумулировании накоплений граждан на спецсчетах исполкомов. К слову, такая поправка уже внесена в новую редакцию Жилищного кодекса.
КСТАТИ
По данным проверок Комитета госконтроля, в 2020—2021 годах 16,5 миллиона рублей израсходовано на капремонты незаконно, 3,3 миллиона — неэффективно.
Читать все новости
Больше половины многоэтажек в первом полугодии ремонтируется с нарушением нормативных сроков (в 2021-м была треть) и 78 процентов — в Минске (77 процентов в прошлом году). Отрицательная динамика стала одним из поводов для предметного разбирательства на коллегии Комитета госконтроля.
Цифры и факты
Количественные ориентиры по капремонту Государственной программы «Комфортное жилье и благоприятная среда» на 2016—2020 годы не выполнены ни в одном регионе страны. А Минск осилил чуть более 60 процентов задания.
К тому же сведения далеко не всегда достоверны. Юрий Фролов, начальник главного управления контроля строительства, ЖКХ и по г. Минску КГК, привел примеры, как в Минске в отчетность за 2021 год о вводе после капремонта оказались включены площади 70 домов, но 62 из них — без ремонта отдельных балконов и лоджий, предусмотренных проектом, а восемь завершены только в январе 2022-го. В Могилеве одни и те же площади включали в отчетность несколько лет подряд — по мере ремонта в 2013-м, 2014-м, 2018-м и 2021-м отдельных конструктивных элементов балконов, водопроводов, канализации, крыш и оконных заполнений в местах общего пользования в двух домах по проспекту Мира. Оказались в отчетах и шесть многоэтажек, в которых меняли автономную пожарную сигнализацию.
Каждый четвертый — без документов
Еще одна болевая точка — несвоевременно подготовленные и некачественные проекты. В Минске на начало мая, а в Гродненской области на начало апреля документацией не обеспечен каждый четвертый объект, запланированный к вводу в нынешнем году.
Кроме того, хромает предпроектное обследование, постоянно всплывают ошибки и требуются частные корректировки проектов, плюс слабый авторский и технадзор, особенно при выполнении тепловой изоляции стен, устройстве кровель, установке окон, замене инженерных коммуникаций, благоустройстве территорий. Больным местом стало ненадлежащее укрытие квартир при ремонте кровли.
Долгострой
В минувшем году так можно охарактеризовать каждый третий ремонтирующийся дом, в Минске — 77 процентов. В первом полугодии ситуация усугубилась — затянулась стройка на 418 объектах из 866 (48,3 процента, в Минске — 78 процентов). Причем на 20—60 месяцев!
Вот примеры. В 2017 году строительные бригады вошли в дом № 28 по улице Стахановской и № 100 по улице Розы Люксембург в Минске, обещая уйти через три и 3,5 месяца соответственно, но задержались на 60 и 53 месяца. Аналогичная картина в доме № 30 по улице К. Маркса — двухмесячный нормативный срок увеличился на 56 месяцев.
— Внешне дома выглядят отремонтированными, но их готовность документально не подтверждена из-за несостоятельности подрядчиков, некоторые в стадии ликвидации, другие не устранили замечаний Госстройнадзора по качеству работ и примененных материалов, — уточнил Юрий Фролов.
Причины такие: подрядчиков зачастую выбирают формально, у некоторых из имущества лишь офис и легковые авто. За качество работ их заказчик не несет ответственности: по законодательству он всего лишь уполномоченное лицо по управлению общим имуществом.
О деньгах
Капремонт жилья слишком дорого обходится бюджету. Минск инвестирует до 70 процентов средств, Гродненская, Минская, Витебская, Брестская области — свыше 50, Гомельская и Могилевская — более 40. Есть вопрос с полнотой сбора и целевым использованием отчислений граждан в товариществах собственников и организациях застройщиков. Учитывая долгий межремонтный период — свыше 30 лет — и целевой характер накоплений, эти деньги фактически заморожены и обесцениваются, причем далеко не всегда на спецсчетах, что провоцирует еще и их разбазаривание. — В итоге людям придется потом одномоментно где-то искать средства, в несколько раз превышающие собранные суммы, — обозначил болевую точку Юрий Фролов и внес предложение об аккумулировании накоплений граждан на спецсчетах исполкомов. К слову, такая поправка уже внесена в новую редакцию Жилищного кодекса.
КСТАТИ
По данным проверок Комитета госконтроля, в 2020—2021 годах 16,5 миллиона рублей израсходовано на капремонты незаконно, 3,3 миллиона — неэффективно.