Настройки
Комитет государственного контроля Республики Беларусь
Главная / Пресс-центр / Публикации о КГК

ЖКХ: проблемы в точном измерении


Тепло и уют в подъезде. Чистые дворы. Вежливые сантехники и управляющие. Как сделать желаемое реальностью? По поручению Президента поиском оптимальных решений третий месяц занимается рабочая группа по проблемным вопросам ЖКХ под руководством Председателя Комитета госконтроля Александра Якобсона. Поставленные перед нею задачи легкими никак не назовешь: предстоит изменить структуру управления отраслью, ликвидировать посредничество, пересчитать нормы оказания коммунальных услуг и уточнить тарифы. О первых выводах и результатах обозревателю «СБ» рассказал Александр ЯКОБСОН.
— Александр Серафимович, насколько рабочая группа приблизилась к подготовке комплексного законодательного акта о ЖКХ?
— За все время рабочей группой рассмотрено 26 важнейших вопросов, связанных с деятельностью жилищно–коммунального хозяйства. Изучена структура управления ЖКХ, от регионального звена до республиканских органов управления, проанализированы вопросы формирования тарифов на все виды услуг, выявлены проблемы в обслуживании жилищного фонда и проведении капитального ремонта жилых домов.
Сегодня уже ведется работа по подготовке проекта законодательного акта. В нем будут определены четкие правила игры в сфере ЖКХ, выработанные группой. Этот документ должен стать своеобразной «дорожной картой» и определить стратегию развития отрасли на ближайшие годы.
— Что, на ваш взгляд, представляется наиболее важным?
— Наша главная задача — показать реальную стоимость жилищно–коммунальных услуг и определить меры по повышению их качества. А добиться этого можно за счет установления оптимальных нормативов на их оказание, снятия с системы ЖКХ несвойственных ей функций, исключения любого посредничества и дублирования.
Я называю этот процесс — очищение от накипи. Полагаю, если мы добьемся этой цели, то улучшится и качество оказываемых населению услуг. При этом сразу обозначу — деятельность рабочей группы не направлена на повышение стоимости услуг ЖКХ для населения. Их рост, если и будет происходить, то только в пределах обозначенных Президентом пяти долларов в год и за счет дифференцированной оплаты. Это — принципиальная позиция Главы государства, и мы ей следуем в рамках работы группы.
— Цены в ЖКХ — пожалуй, ключевой вопрос. С одной стороны, доля оплаты населением услуг каждый год сокращается, а нагрузка на бюджет увеличивается. С другой — мы, в конце концов, должны прийти если не к полной оплате за услуги ЖКХ, то к более высокой доле ее компенсации. Это неизбежно.
— Сегодня в структуре возмещения затрат по оказанию жилищно–коммунальных услуг население оплачивает 22% от их полной стоимости. Остальная часть ложится на бюджет, компенсируется перекрестным субсидированием и собственными средствами организаций ЖКХ.
Но если вычесть из структуры жилищно–коммунального хозяйства все лишнее, оптимизировать нормативы, стимулировать отрасль на снижение затрат, то доля оплаты населением значительно возрастет. Возрастет не от того, что мы с вами станем больше платить, а за счет уменьшения себестоимости жилищно–коммунальных услуг и сокращения той доли, которая компенсируется сегодня из бюджета. За счет чего это произойдет?
В первую очередь за счет установления реальных норм и нормативов. Многие действующие в этой сфере нормативы, на основании которых формируется себестоимость услуг, не пересматривались с 2007 года. Естественно, они устарели, во многом завышены и не стимулируют организации ЖКХ к снижению собственных затрат. Это позволяет раздувать себестоимость жилищно–коммунальных услуг.
Данный недостаток в ближайшее время будет устранен. По поручению рабочей группы Министерство жилищно–коммунального хозяйства совместно с Министерством труда и соцзащиты уже пересмотрело соответствующие нормы и нормативы.
Привести отрасль в тонус должен и усовершенствованный порядок формирования и применения планово–расчетных цен на жилищно–коммунальные услуги, который планируется внедрить с 2015 года. Себестоимость этих услуг станет определяться с учетом новых норм и нормативов и заданий по снижению материальных затрат. А возмещение затрат на оказание жилищно–коммунальных услуг будет осуществляться по планово–расчетным ценам. И если организации ЖКХ получат экономию, то она останется в их распоряжении, что должно их побуждать к снижению затрат и развитию материально–технической базы.
Хотел бы отметить, что само понятие планово–расчетных цен существует в законодательстве уже не первый год. Правда, до сих пор в полной мере данный способ планирования и финансирования деятельности организаций ЖКХ Правительству так и не удалось внедрить. Поэтому одна из задач рабочей группы состоит в том, чтобы этот механизм все–таки заработал.
Есть и еще одна затратная статья расходов системы ЖКХ, которая вызывает у меня недоумение. Это несвойственные функции, непрофильные организации и объекты, которые в изрядном количестве присутствуют в системе жилищно–коммунального хозяйства.
— Об этом много говорилось на заседаниях рабочей группы. Но что делать с непрофильными организациями и активами?
— Начну с того, что решениями местных органов на баланс ЖКХ передаются из–за ненадобности различные организации и объекты, не имеющие отношения к этой сфере. В подавляющем большинстве — это активы, содержание которых приносит одни убытки: имущество бывших военных городков, организаций бытового обслуживания, обанкротившихся предприятий... Более того, при приемке этих активов организации ЖКХ вынуждены платить дополнительный налог. Как думаете, на что относятся все эти расходы? Правильно, к затратной части организаций ЖКХ, которую в основном вынужден компенсировать бюджет.
Приведу несколько примеров. В Витебской области в ведение коммунальных служб поступило обанкротившееся предприятие по производству пластмассовых изделий «Витпласт». ЖКХ понесло убытки на 6 млрд. рублей. В Гомельской области организациям ЖКХ передана мебельная фабрика со всеми своими долгами, в Могилевской области — неэксплуатируемая инкубаторно–птицеводческая станция. На баланс коммунальников передаются также здания бывших РОВД, военкоматов, отделов МЧС, медицинских учреждений. С затратами на их содержание.
Рабочая группа предлагает законодательно установить запрет на передачу подобных объектов организациям ЖКХ, если не определен источник возмещения убытков от их содержания. Жилищно–коммунальное хозяйство должно знать, кто оплатит содержание того или иного объекта. И только в этом случае, при определении источника финансирования, предприятия ЖКХ смогут принимать на баланс непрофильные активы.
— А как насчет перекрестного субсидирования? Не сегодня так завтра, но уходить от этого придется. Предприятия просто не выдержат конкуренции, если по–прежнему будут субсидировать тарифы ЖХК для населения...
— Совершенно верно. Отказаться от практики перекрестного субсидирования заставляет сама жизнь. В этом видится немало преимуществ.
Во–первых, это позволит снять значительную нагрузку с предприятий, даст им возможность снизить себестоимость продукции, направить освободившиеся средства на обновление основных фондов. Во–вторых, за счет снижения тарифов для юридических лиц сократятся расходы бюджетных учреждений и государственных органов на оплату коммунальных услуг. В–третьих, существенно выравняются тарифы на коммунальные услуги для юридических лиц различных регионов, которые сегодня значительно различаются.
Нельзя не отметить и еще одно обстоятельство: снижение тарифов на водоснабжение и теплоснабжение для предприятий позволит уйти от наметившейся тенденции строительства ими собственных теплоисточников и скважин водоснабжения.
Отмена перекрестного субсидирования будет стимулировать и организации ЖКХ. Заставит их сокращать собственные затраты, а не перекладывать их на бюджетные организации и предприятия реального сектора экономики, как это происходит сегодня.
С начала нынешнего года эксперимент, связанный с отказом от перекрестного субсидирования, реализуется в Брестской области. Первые его итоги говорят о том, что мы движемся в правильном направлении. И не исключено, что с 2015 года в целом по стране откажемся от практики перекрестного субсидирования.
— На ряд коммунальных услуг, например на воду и электроэнергию, введена дифференцированная система оплаты. Планируется ли расширение перечня таких услуг? И какой вы видите систему оплаты населением жилищно–коммунальных услуг?
— Дифференцированный подход к оплате услуг ЖКХ внедряется в нашей стране уже с 2011 года. И этот опыт следует признать успешным. За счет дифференциации потребление воды населением в целом по стране сократилось почти на 4%. Чтобы понять, много это или мало, приведу простое сравнение: столько воды каждый год потребляет такой город, как Бобруйск. Полученный экономический эффект только за счет этой экономии в прошлом году составил 270 млрд. рублей.
Дифференцированно мы платим за воду, газ, электроэнергию... Для потребителей установлены нормативы расходов этих ресурсов, которые оплачиваются по льготному тарифу. Как правило, большинство людей в них укладывается. Тем более что в нашей стране эти нормативы достаточно лояльны. Так, жители Беларуси платят по льготным тарифам за 140 литров воды в сутки на человека. В Латвии и Литве государство субсидирует потребление только 90 литров воды.
Но если хочешь использовать больше ресурсов — необходимо платить по полной стоимости за все, что свыше норматива. Дифференциация будет состоять не из двух тарифов — максимального и минимального, а из нескольких, станет многоступенчатой и будет напрямую зависеть от объема потребляемых услуг. При этом рабочая группа предлагает ввести дифференцированную оплату также за отопление и горячую воду.
Усовершенствование системы оплаты не ударит по карману обычного гражданина. В первую очередь она призвана более рачительно относиться к потребляемым ресурсам. Тем более что рабочая группа предлагает изменить и систему поддержки тех граждан, доход которых не позволяет в полной мере оплачивать услуги ЖКХ. Планируется, что это будут адресные безналичные субсидии.
— Изучая вопросы оказания услуг по теплоснабжению, рабочая группа столкнулась с таким явлением, как посредничество. Услуги оказывают одни организации, а сети обслуживают и плату за теплоэнергию собирают другие...
— Представьте, может ли кровеносная система человека и его сердце функционировать отдельно друг от друга? Ответ очевиден: конечно же, нет. То же самое касается и вопросов теплоснабжения. Артерии этой системы — тепловые сети — должны быть в единой связке с сердцем — источником тепловой энергии. В противном случае оптимальная работа всей системы становится крайне проблемной из–за несогласованности в регулировании всех технических параметров как источников, так и теплотрасс. Поэтому если источником энергии является ТЭЦ, то и сети теплоснабжения должны принадлежать и обслуживаться энергетиками.
Но сегодня сердце процесса теплоснабжения отделено от всей кровеносной системы. Предприятия электроэнергетики вырабатывают тепло на своих энергоисточниках и продают его организациям ЖКХ. Коммунальники транспортируют тепловую энергию по своим сетям и затем реализуют гражданам. Получается парадоксальная ситуация, когда между Минэнерго и гражданами существует излишнее посредническое звено в лице организаций ЖКХ. Помимо того что из–за разной ведомственной подчиненности невозможно обеспечить оптимальные настройки в теплосетях, участие посредника еще и неизбежно приводит к удорожанию услуг.
В этом вопросе не нужно изобретать велосипед. Опыт по исключению посредничества уже имеется в Гомеле. С 2004 года договоры на оказание услуг по теплоснабжению здесь напрямую заключаются между энергетиками и населением. Это позволило почти на треть сократить фактический расход тепловой энергии и за счет этого значительно снизить расходование газа. Как показали расчеты, при примерно одинаковой структуре жилого фонда Гомель меньше других областных центров потребляет тепловой энергии на отопление одного квадратного метра жилья. Экономию почувствовали и жильцы, которые стали меньше платить за отопление.
Добиться таких результатов удалось только когда финансовое состояние энергетиков стало напрямую зависеть от качества предоставляемых ими услуг конечному потребителю. Для этого пришлось привести в порядок сети теплоснабжения, отрегулировать и обеспечить оптимальные гидравлические режимы и другие параметры передачи тепловой энергии в теплосетях... Что сразу же отразилось и на сокращении жалоб граждан.
Эксперимент оказался выгоден для всех. Рабочая группа считает, что этот опыт должен быть распространен по всей стране. Но наибольший эффект будет достигнут, когда эти тепловые сети будут принадлежать энергетикам, то есть переданы им на баланс. Вот тогда производитель теплоэнергии будет действительно озабочен тем, в каком количестве и с какими параметрами тепло дойдет до потребителя. Когда тепловые сети и энергоисточники окажутся в одних руках, сама жизнь заставит энергетиков снижать затраты на всем пути производства и транспортировки тепловой энергии.
Глава государства обратил внимание рабочей группы на недопустимость любого посредничества в сфере ЖКХ, в том числе и при предоставлении энергетических услуг. Тем более вопросы передачи тепловых сетей на баланс энергетических организаций еще в 2006 году были определены в Указе Президента «О мерах по повышению эффективности работы жилищно–коммунального хозяйства», а исключение посредника при поставке тепловой энергии с поэтапной передачей тепловых сетей — в Концепции развития теплоснабжения, утвержденной Правительством. Поэтому дискуссии на эту тему следует прекратить и взяться за дело.
— Однако поставка тепла до наших квартир — не единственная тема, связанная с деятельностью Министерства энергетики...
— Энергетическая составляющая в затратах отечественных производителей во многом влияет на конкурентоспособность наших товаров и услуг. Поэтому страна расходует огромные деньги на создание современных и экономичных объектов энергетики и ждет должной отдачи от вложений в энергетическую отрасль. Цель одна — обеспечить наших потребителей недорогой тепловой и электрической энергией.
Если проанализировать отчеты Минэнерго, то модернизация энергетических мощностей с 2006 по 2013 год привела к экономии более 2,3 млрд. кубометров газа. Возникает резонный вопрос: если достигнута такая экономия, то почему в 2012 и в 2013 годах мы продолжали закупать такой же объем газа, как и в 2006 году?
Не так давно этой теме было посвящено выездное заседание рабочей группы в Новолукомле. Однако ни от Минэнерго, ни от Госстандарта, ни от Минэкономики внятных ответов на этот вопрос мы так и не получили. Непонятно, почему до сих пор департамент по энергоэффективности, входящий в систему Госстандарта, не сделал необходимый анализ? В результате сегодня этой темой вынуждена заниматься рабочая группа по проблемным вопросам ЖКХ.
— То есть сфера ЖКХ не отличается рачительным распоряжением средствами?
— К сожалению, это так. И подтверждение этого — результаты контрольных мероприятий. Многочисленные приписки выявляются практически в каждой проверке. В среднем на одну проверенную организацию ЖКХ приходится около 1,5 млрд. рублей необоснованно отнесенных на себестоимость затрат. В настоящее время выявленными фактами приписок занимаются правоохранительные органы, в том числе и наш департамент финансовых расследований.
Уже заведены уголовные дела. К примеру, в отношении директора РКУП «Смолевичское ЖКХ» возбуждено уголовное дело по факту выманивания кредита. Руководитель представил в банк подложные документы, на основании которых предприятие получило кредит в размере 1,45 млрд. рублей. А впоследствии Смолевичское ЖКХ погасило этот кредит за счет субсидии из бюджета.
Сейчас работники финансовой милиции активно изучают, насколько эффективно используется приобретенное организациями ЖКХ всевозможное оборудование. И здесь выявляются серьезные нарушения, возмутительные факты бесхозяйственности. В Светлогорском районе несколько лет не используется оборудование по переработке полимерных отходов и ПЭТ–бутылок. На сегодня оно уже технологически устарело. Похожая ситуация в Шкловском районе, где почти 10 лет не востребована линия по переработке твердых отходов.
Отмечу, что это еще одна составляющая, влияющая на увеличение затратной части организаций ЖКХ.
— Наряду со стоимостью услуг ЖКХ население, несомненно, волнует их качество. Нареканий тут хватает.
— Сфера ЖКХ всегда оставалась в центре внимания населения. К сожалению, главным образом — в негативном плане. В прошлом году почти каждое пятое обращение, направленное в Комитет госконтроля, касалось вопросов, связанных с работой коммунальных служб. В 2014 году число обращений по этой теме еще больше возросло. Понятно, что увеличение жалоб в данный период связано с желанием граждан обратиться в рабочую группу и решить наболевшие вопросы. Но в первую очередь это — показатель низкого качества оказания услуг.
Все реформы, которые будут реализованы по результатам деятельности группы и о которых я сказал в начале этого интервью, существенно повлияют на повышение качества оказываемых населению услуг.
Кроме того, рабочей группой вырабатывается еще ряд дополнительных мер в этом направлении, в том числе связанных с усилением контроля за обслуживанием жилищного фонда и поддержанием жилья в надлежащем состоянии.
Интересен и эксперимент по повышению качества услуг, проводимый в Минске. Это организация работы хаус–мастеров. В одном лице данный специалист и электрик, и слесарь, и сантехник, и маляр... За ним закреплены конкретные квартиры. Его знают жильцы. Он несет персональную ответственность перед ними. За счет сокращения штатной численности ЖЭСов зарплата хаус–мастеров возросла, да и сами они заинтересованы в том, чтобы качественно выполнить свою работу, ведь с каждой услуги получают дополнительные выплаты.
Еще одним стимулирующим фактором должна стать конкуренция, которая может появиться с приходом в эту сферу частного бизнеса. Полагаю, когда мы сможем очистить ЖКХ от несвойственных ему функций и лишних затрат, заинтересованность в работе на этом рынке проявят и негосударственные организации.
Читать все новости