07.02.2014
ВСЕ ДО КОПЕЕЧКИ
Чем чревато криминальное банкротство и каких махинаторов порой выявляют среди коммерсантов, рассказал начальник управления Департамента финансовых расследований Комитета госконтроля по Минской области и городу Минску Виктор Селицкий
— Виктор Францевич, насколько актуальна для столицы тема криминального банкротства?
— Минские бизнесмены нередко используют этот инструмент для уклонения от уплаты долговых обязательств. Они преднамеренно сажают на мель свои компании и выводят финансовые активы в другие фирмы. В прошлом году, к примеру, специалисты нашего управления выявили 17 подобных преступлений. Несмотря на то что такие махинации относятся к категории не представляющих значительной общественной опасности, борьба с этим явлением очень важна. Уклонение от уплаты долгов сдерживает экономический рост, создает неблагоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций, негативно влияет на формирование имиджа страны.
— Еще одна проблема — невозврат валютной выручки из-за границы. Что в этом направлении делает Департамент финансовых расследований?
— Мы проводим различные мероприятия, способствующие возврату внешней дебиторской задолженности. Яркий пример — совместная с органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь проверка одного из крупных столичных производственных предприятий, когда изучались вопросы поставки техники в адрес торговых представительств завода, расположенных в Татарстане и Казахстане. Вмешательство наших специалистов носило весьма свое¬временный характер. Благодаря проверке в страну вернулись валютные средства в размере 69,4 миллиона долларов. В ближайшее время должно поступить еще
3,1 миллиона за счет выручки, полученной от реализации объекта незавершенного строительства.
Стоит сказать, что сотрудники финансовой милиции проводят и профилактическую работу. В результате должностные лица предприятий самостоятельно принимают меры для возврата валютной выручки.
— Расскажите о наиболее значимых операциях по пресечению незаконной деятельности в экономической сфере.
— Довольно громкая операция, проведенная нами не так давно, связана с пресечением деятельности организованной преступной группы. От имени 12 подконтрольных лжеструктур организаторы этой группы оказывали содействие должностным лицам коммерческих предприятий в легализации товарно-материаль¬ные ценностей, полученных преступным путем. Своими действиями злоумышленники причинили ущерб государству в виде неуплаченных налогов на сумму более 3 миллиардов рублей. Нам удалось выявить также клиентов преступной группы. В отношении должностных лиц отдельных предприятий, которые уклонились от уплаты налогов, возбуждены уголовные дела.
Кроме того, не так давно в Минске была задержана группа граж¬дан, которые занимались незаконной предпринимательской деятельностью. Они ввозили на территорию Беларуси мобильные телефоны и реализовывали их через интернет-магазины. Документов, подтверждающих приобретение, хранение и транспортировку товара, у бизнесменов не было. У нелегалов изъяли 379 мобильных устройств на общую сумму 1,1 миллиарда рублей. Сейчас специалисты проводят дополнительные проверочные мероприятия и рассматривают вопрос о возбуждении уголовного дела.
— Наверняка в финансовой милиции очень сложно работать. А устроиться к вам легко?
— В органы финансовых расследований принимают только тех граждан, которые по своим личным, моральным и деловым качествам, состоянию здоровья и уровню образования способны выполнять возложенные на них задачи. Должности среднего и старшего начальствующего состава комплектуем за счет лиц, имеющих высшее (как правило, юридическое или экономическое) образование. Средний балл по диплому — не ниже 7. Еще одно ограничение — возраст. Претенденты на должности рядового и младшего начальствующего состава должны быть не старше 25 лет. А кандидаты на должности среднего и старшего начальствующего состава — не старше 30. Исключение делается, если граж¬дане имеют право на пенсию за выслугу лет. В отношении лица, принимаемого на службу, проводится специальная проверка. Так что люди, совершившие преступления или признанные недееспособными, в финансовую милицию попасть не могут.