Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Комитет государственного контроля
Республики Беларусь

Новости

16.10.2019

Меры по пресечению необоснованного посредничества рассмотрены на совместном заседании коллегий Комитета госконтроля и Генпрокуратуры

Результаты контроля за соблюдением законодательства в сфере закупок и меры по пресечению необоснованного посредничества рассмотрены 16 октября 2019 года на совместном заседании коллегий Комитета государственного контроля и Генеральной прокуратуры.

Мероприятие прошло под председательством руководителя Комитета госконтроля Леонида Анфимова и заместителя Генерального прокурора Алексея Стука. В заседании приняло участие руководство Следственного комитета, Комитета государственной безопасности, Министерства внутренних дел. Для участия в заседании были приглашены руководители министерств антимонопольного регулирования и торговли, сельского хозяйства и продовольствия, промышленности, транспорта и коммуникаций, архитектуры и строительства, ЖКХ, лесного хозяйства, здравоохранения и образования.

Результаты контрольной деятельности показывают, что формальное соблюдение требований законодательства в сфере закупок зачастую приводит к необоснованному посредничеству, на недопустимость которого неоднократно указывал Глава государства.

"Если оцифровать масштабы необоснованного посредничества в нашей стране, то это около 3% ВВП. В карманах дельцов оседает более 1,5 млрд. долларов. Эти деньги для страны не лишние. Если бы они пошли на благие цели, то экономика, конечно, повысила бы свою эффективность", – сказал Леонид Анфимов.

При этом он подчеркнул, что в целом от посредников нельзя отказываться, а с некоторыми из них работать даже выгоднее, чем напрямую с производителями. "Заслон на пути таких посредников никто не собирается ставить", – отметил глава контрольного ведомства.

Главная задача – пресечь необоснованное посредничество на ранней стадии. Система закупок должна быть понятной, прозрачной, открытой и свободной от недобросовестных посредников.

Факты необоснованного посредничества установлены Комитетом госконтроля практически во всех сферах хозяйственной деятельности. За 9 месяцев 2019 года органами финансовых расследований Комитета госконтроля выявлено 73 преступления, связанных с незаконным посредничеством.

Вовлечение необоснованных (недобросовестных) посредников в хозяйственные правоотношения зачастую осуществляется путем проведения формальных процедур закупок с участием в них аффилированных структур.

Например, в ходе проверки барановичского предприятия агропромышленного комплекса выявлены факты необоснованного посредничества при закупке ветеринарных препаратов белорусского производства у частной структуры. Посреднические услуги обошлись предприятию в 854,7 тыс. рублей. Ветеринарные препараты, вакцины и дезинфицирующие средства приобретались через посредника по цене в 2-2,5 раза дороже, чем напрямую у производителя. В последующем доход от совершенных сделок через посредническую фирму обналичивался в виде дивидендов. По фактам хищения путем злоупотребления служебными полномочиями в отношении должностных лиц барановичского предприятия и фирмы-посредника возбуждены уголовные дела.

К взаимодействию с необоснованными посредниками приводят формальное изучение рынка и поверхностное проведение маркетинговых исследований.

Так, взаимодействие ГП «Управляющая компания холдинга «Белорусская цементная компания» и организаций цементной промышленности с посредническими структурами при закупках материальных ресурсов без проработки возможности их приобретения напрямую у производителей привело к дополнительным финансовым расходам и, как следствие, к увеличению себестоимости производимой продукции. Только по выявленным фактам закупок железной руды, гипсового камня и других ресурсов дополнительные расходы цементных заводов в 2017-2019 годах составили около 8 млн. рублей.

Многочисленные нарушения установлены при закупках запасных частей в агропромышленном комплексе и ЖКХ, а также в организации общественного питания в учреждениях образования и здравоохранения.

К примеру, специализированное предприятие, обеспечивающее питание пациентов в больницах г. Могилева, приобретало продукты питания преимущественно у посредников по значительно более высоким ценам, чем у производителей (только на закупках в 2016-2017 годах четырех наименований продуктов питания посредникам переплатили 45 тыс. рублей). Аналогичное предприятие в г. Минске приобретало продовольственное сырье и продукты питания у посреднических структур, оптовые надбавки которых доходили до 243%.

Одно из коммунальных предприятий Гомельской области в 2016-2018 годах без изучения рынка и проведения конкурсных процедур на условиях предоплаты закупило у 9 посредников автозапчасти по ценам, превышающим цены изготовителя до 10 раз, переплатив свыше 530 тыс. рублей. По результатам проверки в отношении директора коммунального предприятия возбуждено уголовное дело, по требованию Комитета госконтроля виновными лицами возмещено 412,8 тыс. рублей, к дисциплинарной ответственности привлечено 10 должностных лиц.

Установлены факты, когда поставщики готовят заказчикам технические условия (рецептуры продукции) под собственные предложения.

К примеру, применение мясокомбинатами в производстве продукции навязанных поставщиками комплексных пищевых добавок приводит к их безальтернативной закупке по завышенным в разы ценам. Так, частная структура отгрузила одному из мясокомбинатов комплексную пищевую добавку «Ветчина крестьянская» по цене в 2,5 раза дороже стоимости у производителя. Это стало возможным благодаря включению в рецептуры и технические условия на выпускаемую мясокомбинатами продукцию конкретных видов добавок. Аналогичным образом комплексная пищевая добавка поставлялась другим мясокомбинатам. В общей сложности сумма завышения стоимости поставленных посредником в адрес пяти белорусских мясокомбинатов добавок, закупленных на внешнем рынке, составила более 2 млн. долларов США.

Схемы необоснованного посредничества зачастую построены на взяточничестве и злоупотреблении служебными полномочиями.

Департаментом финансовых расследований Комитета госконтроля по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 430 (получение взятки) Уголовного кодекса, возбуждено уголовное дело в отношении начальника отдела КТУП «Минсктранс», который в нарушение установленного на предприятии порядка закупок за денежное вознаграждение лоббировал интересы посреднической коммерческой структуры, осуществлявшей поставки горюче-смазочных материалов.

Управлением ДФР по Минской области и г. Минску в ходе контроля за расходованием бюджетных средств при закупках борисовским предприятием калиброванного металла выявлен недобросовестный посредник – ООО «Дельтаферрум». Через эту компанию по фиктивным документам на завод якобы поставлялся металл, а на самом деле его похищали работники завода из остатков, образовавшихся в процессе производства. По материалам проверки было возбуждено 12 уголовных дел, фигуранты уголовных дел осуждены. Причиненный заводу вред возмещен в трехкратном размере. В результате исключения недобросовестного посредничества завод стал приобретать металлопрокат непосредственно у представителя производителя по ценам ниже на 2-9%.

В ходе контрольных мероприятий Комитетом госконтроля установлены причины необоснованного посредничества при закупках, которые обусловлены факторами, относящимися к деятельности и заказчиков, и участников закупок (коррупционные проявления; недобросовестность участников закупок; отсутствие изучения конъюнктуры цен на закупаемые товары; низкий уровень подготовки специалистов, ответственных за закупки; неучастие производителей в проводимых процедурах закупок; слабый контроль за проведением закупок вышестоящими органами и т.д.).

В целях обеспечения прозрачности закупок и минимизации необоснованного посредничества проведена значительная работа на законодательном уровне. Ее результатами являются принятые акты законодательства и находящиеся в стадии подготовки проекты, содержащие как опосредованное регулирование, так и прямые нормы, устанавливающие ограничения по заключению сделок с посредниками.

По итогам совместного заседания коллегий правительству, органам государственного управления предложены конкретные мероприятия, направленные на исключение необоснованного посредничества.

Органы Комитета государственного контроля и прокуратуры продолжат работу по выявлению и пресечению коррупционных проявлений и иных нарушений при осуществлении закупок и сбыта товаров (работ, услуг). 

Все новости