Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Комитет государственного контроля
Республики Беларусь

Новости

20.10.2017

Вопрос обеспечения качества, безопасности и сбалансированности питания обучающихся в учреждениях общего среднего образования рассмотрен на совместной коллегии Комитета государственного контроля Брестской области и прокуратуры Брестской области

В результате контрольно-аналитических мероприятий, проведенных Комитетом государственного контроля совместно с прокуратурой Брестской области по вопросам обеспечения качества, безопасности и сбалансированности питания обучающихся в учреждениях общего среднего образования установлено, что на начало 2016/2017 учебного года в Брестской области функционировало более 500 учреждений общего среднего образования, в которых обучалось 160 с половиной тысяч учащихся. Расходы местных бюджетов на обеспечение учащихся питанием за 2016 год составили 21,5 млн. руб., за первое полугодии текущего года - 10,2 млн. руб. В области нет единообразного подхода к организации питания учащихся. Из общего числа учреждений общего среднего образования Брестской области почти в 70% организация питания осуществляется отделами образования, практически по 15% приходится на специализированные предприятия общественного питания и организации системы Брестского облпотребсоюза. Проведенными мероприятиями выявлены существенные недостатки и проблемы в вопросах организации питания учащихся. Для организации питания учащихся, недвижимое имущество, предоставляется субъектам хозяйствования в безвозмездное пользование. Практически все расходы по организации питания в учреждениях образования, в том числе по эксплуатации, капитальному и текущему ремонту помещений, коммунальным услугам, включая отопление, и электроэнергию, приобретение, текущее обслуживание и ремонт оборудования, отдельных предметов в составе оборотных средств, производятся за счет средств бюджета. При этом, работой по экономии этих затрат фактически никто не занимается. К примеру, учреждения образования г. Бреста ссылаются, на то что вопрос находится в компетенции Комбината общественного питания, а Комбинат информирует, что задания и мероприятия по снижению себестоимости им не доводятся. А в это время энергоемкие духовки, полупустые холодильники «наматывают» показания счетчиков электроэнергии. Следует отметить, что фактическое выполнение натуральных норм по продуктам питания в объектах общепита, где питание школьников организуют отделы образования значительно выше (90-98%), чем в учреждениях обслуживаемых специализированными организациями (80-86%), даже с учетом применения последними законодательно регламентированного повышающего коэффициента 1,3 к установленным денежным нормам и доплаты родителями школьников к установленным денежным нормам расходов на питание Требует наведения порядка вопрос в использовании наличных денежных средств. В Республике Беларусь в настоящее время успешно функционирует система безналичных платежей (ЕРИП), которая активно применяется детскими дошкольными учреждениями образования области, в том числе при платежах за питание детей. Вместе с тем, в учреждениях общего среднего образования, как правило, указанные средства передаются родителями и школьниками учителям, выполняющим при этом несвойственные для них функции приема наличных денежных средств. Отсутствие во многих буфетах и столовых школ кассовых аппаратов и платежных терминалов вызывает справедливые нарекания родителей школьников. Бесконтрольный оборот в учреждениях образования наличных денежных средств создает предпосылки для коррупционных проявлений и злоупотреблений. Выполнение натуральных норм питания является одной из основных мер социальной защиты обучающихся и имеет ключевое значение в создании необходимых условий для обеспечения в первую очередь здоровья подрастающего поколения. В подавляющем большинстве учреждений образования фактический рацион питания не соответствовал утвержденным нормам. Не обеспечивается выполнение фактических суточных рационов питания по калорийности. В ходе проверок изучены вопросы формирования фактической стоимости питания. В поставках сырья для приготовления учащимся блюд, булочных и кондитерских изделий присутствует многозвенность, что приводит к фактическому завышению розничных цен на готовые изделия. Комбинатом общественного питания розничные цены на сырье были сформированы с нарушением установленного порядка применения торговой надбавки. Фактически примененная посредниками торговая надбавка по отдельным позициям приобретаемого сырья превышала максимально допустимый уровень и составляла до 206%. В результате, бюджетные ассигнования, выделяемые на питание школьников, в том числе в впоследствии возмещаемые родителями, и средства дополнительной родительской платы за питание направлялись в доход посредникам. Такое применение торговых надбавок привело к завышению розничных цен на продукцию собственного производства указанного комбината, реализуемую в учреждениях образования г. Бреста на общую сумму более 80 тыс. руб. Имеются претензии к качеству используемого продовольственного сырья. Выявлены факты использования для приготовления блюд продуктов питания с истекшим сроком годности, необоснованного завышения расчетной потребности в продуктах для выполнения меню, их недовложения. Ассортимент реализуемой в буфетах пищевой продукции зачастую не соответствует принципам здорового питания. Не в полной мере проводилась С-витаминизация блюд. Установлены многочисленные нарушения санитарных правил и норм, предъявляемые к содержанию торговых объектов общественного питания и их оснащению. Всего проверке подвергнуто 3 юридических лица и отдел образования, спорта и туризма Березовского райисполкома, организующих питание обучающихся в учреждениях общего среднего образования. По выявленным нарушениям к административной ответственности привлечено 51 физическое лицо, к дисциплинарной - 60 работников, к юридическим лицам применено административных штрафов на общую сумму около 170 тыс. руб., возбуждено уголовное дело. Выявленные недостатки стали предметом рассмотрения совместной коллегии Комитета государственного контроля Брестской области и прокуратуры Брестской области, по результатам которой заинтересованным органам и организациям внесены конкретные предложения по разрешению проблемных вопросов.

Все новости