Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Комитет государственного контроля
Республики Беларусь

Новости

05.12.2019

Сохранение осушенных сельскохозяйственных земель – одна из приоритетных задач государства.

 

 Мелиорация для сельского хозяйства имеет большое значение, поскольку позволяет производительнее использовать земельный фонд, обеспечивает более стабильные валовые сборы сельхозкультур. Именно поэтому в республике ежегодно значительный объем бюджетных средств выделяется на проведение работ по реконструкции мелиоративных систем.

 В соответствии законодательством Республики Беларусь землепользователи должны осуществлять в границах предоставленных им земельных участков мероприятия по охране земель и обеспечивать выполнение  правил эксплуатации мелиоративных систем.

 Проведенный Комитетом госконтроля Брестской области (далее  – Комитет) в октябре 2019 года анализ эффективности использования осушенных земель сельскохозяйственного назначения  показал, что в Брестской области, несмотря на реализуемый в рамках государственной программы комплекс региональных мероприятий по сохранению и использованию мелиорированных земель, наблюдается негативная тенденция по уменьшению площадей осушенных земель сельскохозяйственного назначения.

 К примеру, в Ивановском районе площадь таких земель за 2016-2018 годы уменьшилась на 136 га.

 Одной из основных причин выбытия из сельскохозяйственного оборота мелиорированных земель является невыполнение землепользователями мероприятий по охране земель, а в ряде случаев – не использование осушенных земель после проведения реконструкции мелиоративных систем, а также нарушение правил их эксплуатации.

 Так, в Ивановском районе ОАО «Горбаха» и Жабинковском районе  ОАО «Жабинковский» после проведения в 2017-2018 годах реконструкции мелиоративных систем не обеспечено вовлечение в сельхозоборот 6,1 га земель, которые заросли сорной и древесно-кустарниковой растительностью.

 Также землепользователями по причине непроведения уходных работ на мелиоративных системах допускается их зарастание сорной растительностью, деревьями и кустарником. Имеют место случаи складирования на бермах и откосах каналов строительных материалов, размещения на них скирд соломы, что законодательно запрещено и в дальнейшем приводит к сложностям при осуществлении ухода за объектами мелиоративных систем.

 Притом, что направляемые на реконструкцию мелиоративных систем бюджетные средства, ежегодно осваиваются в полном объеме,  заказчиком и исполнителями данных работ не всегда обеспечивается их целевое и эффективное использование.

 Так, по результатам изучения в Ивановском, Березовском, Ивацевичском и Жабинковском районах обоснованности включения в объекты реконструкции видов работ, качества и полноты их выполнения, установлено, что отдельные работы, фактически не выполнялись, однако включались в акты выполненных работ и были оплачены из бюджета на общую сумму 4,9 тыс. руб.

 Имеющиеся нарушения и недостатки приводят к ухудшению качественного состояния осушенных сельскохозяйственных земель и переводу их в несельскохозяйственные земли, что влечет в последующем необходимость повторного выполнения культуртехнических работ в составе работ по техническому уходу и, как следствие, неэффективному использованию бюджетных средств.

 О результатах проведенных Комитетом контрольно-аналитических мероприятий проинформирован Брестский облисполком. Комитетом отмечена необходимость усиления государственного контроля за охраной и использованием осушенных земель, принятия своевременных мер реагирования к субъектам хозяйствования, не соблюдающим установленный порядок землепользования на мелиорированных землях.

 

Все новости