Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Комитет государственного контроля
Республики Беларусь

Новости

20.05.2019

«Не выходя из кабинета или «Азы бухгалтерского учета»

Чтобы эффективно конкурировать на рынке, предприятия планируют свое развитие, модернизируют оборудование, совершенствуют технологические процессы. Для успешной реализации данных мероприятий любому хозяйственнику необходимо располагать реальными данными о финансовом положении предприятия, владеть достоверными сведениями об имуществе, находящемся в его распоряжении (объеме, состоянии, правильности оценки), что возможно установить при проведении инвентаризации, сверив фактическое наличие и состояние имущества с данными бухучета. Как показали контрольно-аналитические мероприятия, проводимые Комитетом государственного контроля Брестской области, в ряде организаций инвентаризация либо вообще не проводится, либо проводится с нарушением действующего законодательства. Например, в ходе проверки одного из предприятий Ивацевичского района установлено, что руководителем издан приказ о проведении инвентаризации, однако, инвентаризация надлежащим образом не проведена. Меры ответственности к председателю и членам инвентаризационной комиссии руководителем предприятия не применялись. При этом, в ходе проведения Комитетом внеплановой инвентаризации выявлено 52 неучтенных здания (сооружения) 1962-2010 годов постройки и ряд иных излишков товарно-материальных ценностей. Сооружения и ТМЦ поставлены на учет, доначислены налоговые платежи. При этом, в ходе проводимых предприятием инвентаризаций прошлых лет, излишков также не выявлялось. Отдельные руководители «забывают», что инвентаризация обязательна как при смене материально-ответственных лиц, так и перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. Например, в ходе контрольно-аналитических мероприятий одного из сельхозпредприятий Брестского района установлено, что перед составлением годовой бухгалтерской отчетности инвентаризации незавершенного строительства и обязательств не назначались и не проводились. При смене материально-ответственных лиц (бригадиров животноводческих ферм) – 7 раз, инвентаризация в установленном порядке не назначалась, а соответственно и не проводилась ни в одном из случаев. Комитетом выявлены излишки, а также недостача различных ветеринарных препаратов. В соответствии с законодательством при инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и оформляет опись, в которой указываются инвентарные номера основных средств. Однако, при осмотре территории предприятий проверяющими устанавливается отсутствие на многих объектах основных средств (зданиях и сооружениях) инвентарных номеров, что может свидетельствовать о формальном проведении инвентаризации субъектами хозяйствования. Как результат – необеспечение достоверности сведений о фактическом наличии объектов основных средств, содержащихся в инвентаризационных описях, невозможность сопоставления фактического наличия основных средств с данными бухгалтерского учета. Ответственному бухгалтеру, соблаговолившему выйти из кабинета при проведении инвентаризации, представилась бы возможность избежать нарушений в части неправильного применения к объектам основных средств норм амортизационных отчислений, а соответственно и определения остаточной стоимости объектов основных средств. Не надо иметь специальные знания, чтобы определить технические характеристики объектов основных средств такие, как: здания одноэтажные или многоэтажные, кирпичные, деревянные или каркасно-панельные. Одной из основных задач при проведении выборочной инвентаризации является: осуществление контроля сохранности ценностей, выполнение правил их хранения и соблюдение материально-ответственными лицами установленного порядка первичного учета. Вместе с тем, фактически выборочные инвентаризации редко проводятся субъектами хозяйствования. Например, при проведении Комитетом проверки предприятия лесного хозяйства в ходе выборочной инвентаризации находящихся на центральном складе учреждения товарно-материальных ценностей, была установлена недостача почти 10 кг меда. Сумма недостачи была внесена материальным лицом в кассу лесхоза. Про инвентаризацию отходов в большинстве случаев субъекты хозяйствования вообще забывают. В соответствии с действующим законодательством инвентаризация отходов проводится не реже одного раза в пять лет, но в случаях выявления новых видов отходов производства, изменения технологических процессов производства продукции, изменения перечня выпускаемой продукции, изменения сырья и материалов, применяемых для получения продукции, реконструкции, модернизации, перепрофилирования производства, предписания территориальных органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь проводится досрочная инвентаризация. Например, в ходе внеплановой инвентаризации на одном из предприятий легкой промышленности были выявлены неучтенные отходы производства такие как: полиэтилен, отходы (обрезки) для всех видов тканей, полипропилен, отходы бумаги и картона, стеклобой, оргтехника, утратившая свои потребительские свойства и др. Выявленные неучтенные отходы производства оприходованы в бухгалтерском учете. По результатам в Инструкцию по обращению с отходами производства внесены изменения в части видов образующихся на предприятии отходов производства. Основной причиной повторяющихся из года в год нарушений являются поверхностный и непринципиальный подход отдельных руководителей. Главную скрипку здесь, конечно же, должны играть руководитель и главный бухгалтер предприятия. И ведь хозяин вроде как есть, но зачастую назвать его таковым не получается, и суть не только в постановке на учет бесхозного добра. Важно донести до тех, кому это имущество передано в управление, как правильно найти ему применение и как извлекать максимум выгоды для предприятия, работников и в итоге государства.

Все новости