Комитет государственного контроля Республики Беларусь
Главная > В помощь руководителям

В помощь руководителям

08.05.2015  Системная работа с дебиторской задолженностью снижает риски привлечения организаций к административной ответственности
В Комитете госконтроля постоянно изучаются вопросы, связанные с наличием у организаций республики просроченной дебиторской задолженности, а также причины ее роста. Такая задолженность негативно влияет как на функционирование финансового рынка страны, так и на работу отдельных организаций. 90% просроченной дебиторской задолженности, приходится на промышленность. Хуже всего рассчитываются партнеры из России: на 01.03.2015 их внешняя просроченная дебиторская задолженность достигла 4,3 трлн. рублей, а это почти половина от таких долгов по стране.
Проблемы с расчетами за счет увеличения сроков возврата валютной выручки имеют для предприятий-экспортеров серьезные последствия: приводят к нехватке собственных оборотных средств и привлечению дорогих заемных ресурсов (в т.ч. банковских кредитов). Учитывая, что в затратах на производство продукции многих предприятий машиностроения импортная составляющая превышает 50%, для поддержания производственного цикла в условиях отсрочки возврата валютной выручки такие предприятия черпают валюту из внутренних ресурсов страны.
Проводя контрольно-аналитические мероприятия, Комитет госконтроля постоянно отслеживает состояние внешней просроченной дебиторской задолженности (в том числе с использованием информации Национального статистического комитета и других государственных органов и организаций), анализирует причины роста такой задолженности у основных организаций-экспортеров.
Проблемные вопросы пролонгированной внешней задолженности становятся темой взаимодействия Комитета госконтроля с Национальным банком (в феврале т.г. утвержден План совместных мероприятий КГК и Национального банка по контролю и мониторингу проведения внешнеторговых операций и состояния внутреннего валютного рынка). В случаях, когда Национальным банком устанавливаются факты превышения резидентами установленных сроков завершения внешнеторговых операций, информация о нарушениях направляется им в Комитет госконтроля (как и предусмотрено подпунктом 2.7 пункта 2 постановления Правления Национального банка от 22.04.2009 № 52 «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций»).
Данная информация, наряду с общими статистическими показателями о внешней просроченной дебиторской задолженности, используется при включении организаций в координационный план контрольной (надзорной) деятельности для проведения плановых проверок. Помимо этого, в соответствии с абзацем вторым части второй подпункта 9.1 пункта 9 Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» полученная от государственного органа информация о совершенных нарушениях законодательства является основанием для назначения внеплановой проверки.
В случае назначения проверки документальное подтверждение фактов совершения субъектом предпринимательской деятельности нарушения законодательства в сфере внешнеэкономических отношений является основанием для применения Комитетом госконтроля административных штрафов.
Тщательное изучение состояния контрагентов с помощью различных, в том числе информационных, ресурсов позволяет организациям минимизировать потери от заключения контрактов с недобропорядочными контрагентами, тем самым сводя до минимума случаи возникновения просроченной дебиторской задолженности. В свою очередь, использование разных финансовых механизмов и инструментов, в том числе аккредитивной формы расчетов, факторинга, страхования и др. не только сокращает сроки оборачиваемости денежных средств, но и позволяет организациям избегать штрафов. Напомним, что согласно Указу Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» внешнеторговая операция при экспорте может быть завершена помимо прочего, например, путем поступления денежных средств (за вычетом дисконта) по договору финансирования под уступку денежного требования (факторинга), заключенному между экспортером и банком.
Практика контроля показывает, что нередко только в ходе проверок в организациях начинают серьезно работать с контрагентами по возврату внешней просроченной дебиторской задолженности. Например, по результатам проведенных в 2014 году только одним главным управлением Комитета госконтроля контрольных мероприятий в республику возвращено внешних долгов на сумму свыше 160 млрд. руб., не поступивших в установленные сроки.
В работе с внешней задолженностью важная роль отводится юридической стороне: в частности, при заключении внешнеторговых договоров организациям следует учитывать положения действующего законодательства и по срокам завершения экспортно-импортных операций, и по размеру ответственности за их нарушение. Это может обезопасить предприятия от последующих финансовых потерь.
Отечественным экспортерам и импортерам следует последовательно проводить досудебную работу с внешней задолженностью, в том числе путем переговоров с руководством неплательщика, а также своевременного направления претензий должникам. Если же контрагент, несмотря на все предпринятые усилия, отказывается от выплаты долга, эти вопросы необходимо решать в судебном порядке. При этом имеют место случаи, когда параллельно с исполнительным производством в отношении руководителей организаций-должников возбуждаются уголовные дела.
Следует отметить, что согласно действующему законодательству, если партнер-нерезидент признается экономически несостоятельным (банкротом) либо исключается из государственного реестра организаций (плательщиков) в стране регистрации, то в данном случае внешнеторговая операция считается завершенной. Документальное подтверждение этих фактов существенно влияет на рассмотрение материалов о привлечении субъекта предпринимательской деятельности к административной ответственности за нарушение сроков завершения внешнеторговых операций (с учетом ряда обстоятельств, касающихся периода проверки, даты завершения внешнеторговой операции и др.).
В целом контрольная практика убедительно подтверждает, что системная работа с дебиторской задолженностью не только способствует повышению доходности бизнеса, снижает риски привлечения организаций республики к административной ответственности, но и является залогом общей экономической безопасности.
© Комитет государственного контроля Республики Беларусь, 2011-2016 г.
Rating All.BY
Дизайн и разработка БЕЛТА