Комитет государственного контроля Республики Беларусь
Главная > Пресс-центр > Публикации о КГК
Пресс-центр

Публикации о КГК

29.03.2018 Объективность превыше всего
Госконтроль строг, но справедлив 

Предыстория этой статьи любопытна уже тем, что инициатива исходила от Комитета государственного контроля. Среди возложенных на него функций — контроль за своевременным возвратом в страну валютной выручки. Нарушение этой нормы грозит импортерам и экспортерам штрафами, в отдельных случаях весьма значительными. Но соблюдение некоторых правил позволяет руководителям и предпринимателям существенно уменьшить их сумму. Для этого нужно лишь не бояться госконтроля. 

Минский областной комитет государственного контроля в прошлом году вынес 537 постановлений о привлечении к административной ответственности физических лиц на сумму 62.868,3 рубля. В отношении субъектов хозяйствования вынесено 233 постановления — на 1,438 млн рублей. Самое распространенное правонарушение — превышение сроков внешнеторговых операций. Они определены, в частности, Указом Президента от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» и постановлением Совета Министров и Национального банка. Принятые в прошлом году меры по либерализации бизнеса увеличили сроки внешнеторговых операций по импорту с 60 дней до 90 и по экспорту — с 90 до 180. То есть если производитель отгрузил товар на экспорт, то в течение 180 календарных дней обязан вернуть валютную выручку. 

 Ее невозврат может повлечь и уголовную ответственность предпринимателя или руководителя юридического лица. Размер невозвращенной выручки признается особо крупным, если в две тысячи раз превышает базовую величину на день совершения преступления. Поэтому нередко, прежде чем будут применены меры административной ответственности, финансовая милиция или другие правоохранительные органы оценивают: имел ли место умысел или сговор с целью вывести деньги за границу? Иначе говоря, есть ли признаки уголовного преступления. Но сейчас коснемся лишь административного процесса. 

Он проходит в стенах госконтроля, так же как и в суде. За одни виды нарушений предусмотрены конкретные размеры штрафа: 100 процентов выручки, 50, 30, 20... За другие — вилка: «от» и «до». 

Первый заместитель Председателя Комитета госконтроля Минской области Светлана Соколовская признается: «Нам непонятна позиция некоторых представителей бизнеса, которые при приглашении в комитет для рассмотрения дела впадают в панику и по этой причине совершают ошибки. Как будто заранее видят в нас некий «кровожадный» орган. Поверьте, это не так». 

Белорусское ОАО, назовем его «В», заключило контракт на поставку ткацких станков с китайской компанией «C». Предоплата составила 59.390 долларов США. Товар был получен и оприходован на 51 день позже установленного 90–дневного срока. Штраф составил 426 рублей. Это один из примеров вынесенного КГК решения по административному процессу. Разве разорительно? 

Причины задержки с поступлением товара или денег бывают разными, включая объективные. Как только они возникли, следует обратиться в Нацбанк за разрешением на продление срока внешнеторговой операции. Если сделать это вовремя и соблюсти некоторые процедуры, Нацбанк обычно идет навстречу. Но если опоздать, инструкция уже не позволит выдать это разрешение. 

В ходе самого административного процесса, насколько можно понять, ошибки совершают по неопытности, от испуга или... безразличия. Неопытность можно понять. В компании, допустим, всего трое сотрудников, только начали работать, заключили первую сделку. Не просчитали риск, толком не знают законодательства, репутации партнера. Представители госконтроля уверяют: мы обязательно учитываем все обстоятельства, включая системность нарушений и меры по их профилактике. Предоставим виновнику возможность высказать все аргументы, которые он сочтет нужными; сообщить то, что мы, возможно, не изучили, чего не знаем; какие меры он принял для устранения последствий и как намерен пресечь подобные нарушения в будущем. Все это будет учтено при вынесении решения и применении санкций. 

Да, здесь не благодарности объявляют и даже не выговоры — рублем наказывают. Но в полной мере позволяют защищать свои экономические интересы! Чем более открытым будет диалог, тем больше у субъекта шансов выиграть, сэкономить. Тем более удивительно, что руководители предприятий редко приходят в Комитет госконтроля лично — чаще присылают юриста. Еще хуже, когда это малокомпетентный представитель, которому и сказать нечего, а нужно лишь получить решение на руки. 

Собеседница вспоминает поразивший ее случай в административном процессе, который она вела лично. Субъект нарушил законодательство, но деньги в страну были возвращены. С учетом всех обстоятельств на виновное юридическое лицо были наложены минимальные санкции. А потом обнаружился договор с адвокатом: если госконтроль взыщет с виновного меньше такой–то суммы, адвокат получит... 30 тысяч долларов. При этом во время процесса адвокат фактически молчал, поскольку не имел даже доверенности. Иначе говоря, все возможное для блага предприятия сделал представитель госконтроля, а не высокооплачиваемый «защитник». 

В другом случае руководитель предприятия сам написал заявление о совершении правонарушения, хотя и сумма сделки была невелика, и срок операции превышен всего на пару дней. На рассмотрение дела пришел лично со своим замом по экономике, а потом организовал на предприятии учебу — чтобы исключить нарушения впредь. Светлана Соколовская очень рада таким прецедентам, когда нарушители крайне заинтересованы работать в правовом поле и больше не ошибаться. 

 Сомневаетесь в искренности? Да, надо признать, что госконтроль имеет иную репутацию, едва ли не карающего органа. Справедливо ли это заблуждение? В прошлом году доля госконтроля в общем количестве проверок в Минской области составляла лишь около 5,5 процента. В этом году, уже в условиях либерализации проверочной деятельности, областной комитет провел всего три проверки. Но этот «либерализм» диктуется не субъективным фактором, не личным желанием сотрудников, а законом. Принятые решения о наложении штрафов могут быть обжалованы в 10–дневный срок до вступления решения в законную силу. Более того, предусмотрено и освобождение от штрафа путем обращения в коллегиальный орган — межведомственную комиссию. Если с соблюдением определенных условий обратиться в этот орган, есть шанс не только уменьшить размер штрафа, но и получить полное освобождение. Если же это невозможно, а сумма оказывается неподъемной, ее можно выплатить на условиях рассрочки или отсрочки. 

Выходит, что бояться госконтроля и впрямь не стоит. Смысл наказания, которое здесь могут назначить, вовсе не в том, чтобы изъять в бюджет побольше денег. Что доказывают, кстати, и приведенные в начале статьи цифры. Размер наложенных на физических лиц штрафов (62.868,3 руб.) составляет лишь 15,2 процента от максимально возможных. В отношении субъектов хозяйствования (1,438 млн руб.) он еще меньше — 8,7 процента. Смысл лишь в том, чтобы нарушитель осознал вину, заплатил за ошибку и продолжал работать — в правовом поле, экспортируя и зарабатывая ко всеобщему благу.  
© Комитет государственного контроля Республики Беларусь, 2011-2018 г.
Rating All.BY
Дизайн и разработка БЕЛТА