Комитет государственного контроля Республики Беларусь
Главная > Пресс-центр > Публикации о КГК
Пресс-центр

Публикации о КГК

26.09.2019 Когда третий лишний
В условиях жесткой ценовой конкуренции и в борьбе за рынки тема посредничества особенно актуальна. В различных сегментах производства третья сторона на перепродаже продукции порой зарабатывает половину стоимости товара. Внимание к этой проблеме — на самом высоком уровне. Президент не раз обращал внимание: посредничество необходимо искоренять, а реализацией продукции заниматься самим. К слову, недавно Коллегия Комитета госконтроля рассмотрела результаты проверок организаций цементной промышленности. Среди актуальных проблем — необоснованное посредничество. Сейчас Белорусская цементная компания избавляется от посреднических структур. Корреспондент «Р» разбирался в тонкостях отказа от работы предприятия с третьими лицами и перехода на прямые поставки.

Элемент рынка

Посреднические звенья — неотъемлемый атрибут рыночной системы. Они есть в любой экономике, и обычно их роль заключается в том, чтобы доставить товар дешевле и быстрее. Но там, где доля государственного сектора высока, они приносят больше вреда, чем пользы. Активное развитие таких услуг напрямую влияет на распределение добавленной стоимости между производителем и посредником, тем самым провоцируя возникновение проблем. По разным оценкам, эти звенья съедают до трех процентов ВВП.

Эксперты называют ряд объективных причин, почему оте-чественные производители прибегают к услугам посредников. Во-первых, это недостаток оборотных средств, а во-вторых, нерасторопность маркетинговых служб. Но нередко за услугами посредников стоят и частные интересы руководства предприятий.

Дорогой цемент

Недавно Комитет государственного контроля детально проанализировал ситуацию с посредниками в цементной отрасли. Дело в том, что в цементную промышленность инвестированы колоссальные средства. В 2012—2013 годах на этих заводах реализованы крупные проекты, которые позволили ввести в строй современные линии по производству цемента сухим способом суммарной годовой мощностью 5,4 миллиона тонн. На модернизацию трех предприятий затрачено около 1,1 миллиарда долларов. Безусловно, ввод в эксплуатацию и освоение новых энергоэффективных мощностей позволили обновить основные фонды, повысить производительность труда, снизить энергоемкость производства, увеличить объемы экспорта цемента. И за счет реализации комплекса мероприятий по снижению производственных затрат почти вдвое уменьшилась себестоимость цемента.

Для повышения эффективности работы цементных заводов реализуется Программа эффективного использования мощностей организаций цементной промышленности на 2015—2020 годы. А недавно в целях финансового оздоровления цементной отрасли принят указ Президента, предусматривающий отсрочку и рассрочку платежей за потребленные энергоресурсы, а также по обязательствам перед республиканским бюджетом и банками. Это позволило несколько улучшить показатели деятельности цементных заводов по итогам работы за первое полугодие года. Так, чистую прибыль получили «Кричевцементношифер» и Белорусский цементный завод, ощутимо снижены чистые убытки «Красносельскстройматериалов». Вместе с тем в цементной промышленности остается немало проблем.

Данные проверок свидетельствуют: по итогам 2018 года организациями цементной промышленности не достигнуты 8 из 10 основных показателей программы, в том числе по эффективной загрузке производственных мощностей новых технологических линий цементных заводов, средней себестоимости 1 тонны цемента, средней выработке цемента на одного работника и др. Не в полном объеме выполняются меро приятия по снижению затрат и себестоимости продукции. Как следствие, с 2017 года цементные заводы недополучили около 10,8 миллиона рублей. В результате на предприятиях цементной промышленности наблюдается рост затрат на 1 рубль произведенной продукции. Выявлены и факты нерационального использования материальных ресурсов.

Заместитель председателя КГК Дмитрий Баско обращает внимание: одна из причин сложной финансовой ситуации на предприятиях цементной промышленности — неэффективное расходование средств при закупках сырья и реализации готовой продукции. Для этого использовались многочисленные посредники, большинство из которых являлись необоснованными.

— Только по выявленным фактам закупок материальных ресурсов (железной руды, гипсового камня, мелющих шаров и др.) дополнительные расходы организаций цементной промышленности в 2017—2019 годах составили около 8 миллионов рублей. Имея возможность закупать сырье и материалы напрямую у производителей или первых поставщиков, заводы зачастую приобретали их у частных посреднических структур. Например, холдинг «Белорусская цементная компания» с 2016 года весь объем каменного угля (около 1,3 миллиона тонн), используемого в качестве топлива при производстве цемента, закупил через посреднические структуры. В настоящее время правоохранительные органы проводят проверочные мероприятия в отношении выявленных схем необоснованного посредничества.

Также установлены факты неэффективной реализации цемента на внутреннем рынке. Для отдельных посредников отгрузка цемента осуществлялась на льготных условиях.

— В 2016—2018 годах Белорусская цементная компания предоставила покупателям скидки на общую сумму более 2,28 миллиона рублей. Наибольшие скидки предоставлялись организациям-посредникам. Кроме того, в 2016—2018 годах за счет цементных заводов Белорусской железной дороге уплачено провозного платежа на сумму более 4,46 миллиона рублей, и это при том, что в соответствии с типовыми договорами на реализацию цемента расходы по доставке продукции осуществляются покупателем.

А в отдельных случаях посредничество приобрело криминальный характер. Департамент финансовых расследований пресек преступную деятельность одного из посредников, осуществлявшего поставку белорусским потребителям цемента, ранее отгруженного двумя нашими заводами в Россию. Приобретая цемент, который фактически на экспорт не вывозился, через российские фирмы по более низким ценам и без учета налога на добавленную стоимость, посредник реализовывал его государственным предприятиям на территории Беларуси. По данному факту возбуждено 6 уголовных дел, в том числе в отношении руководителя организации-посредника и должностного лица одного из цементных заводов.

Не словом, а делом

В Белорусской цементной компании признают: посредничество — пока что актуальный вопрос для них. Вместе с тем он постепенно решается. Недавно состоялась рабочая встреча генерального директора управляющей компании холдинга Александра Довгало с генеральным директором «Шубарколь Премиум» из Казахстана. Руководители предприятий обсуждали возможности прямых поставок каменного угля на цементные заводы холдинга. В ходе переговоров достигнуты предварительные договоренности о возможных поставках угля на 2020 год. Также обсуждались вопросы совершенствования логистики, обмена информацией и минимизации участия посреднических структур при поставках продукции. Вот что рассказал Александр Довгало:

— Эта встреча — одно из мероприятий по реализации стратегии, которую условно можно назвать «Эффективная работа — работа без посредников». Выполняя поручение Президента, мы формируем своего рода пул производителей сырья, энергоносителей, расходных материалов и ведем с ними переговоры на предмет прямых поставок. Отмечу, что работать в этом направлении мы начали далеко не сегодня. Непосредственно у производителей мы уже покупаем гипсовый камень, 80 процентов стальных канатов — тоже у производителя, а 70 процентов металла — напрямую у Белорусского металлургического завода. Активно уменьшаем число посредников при закупках полистирола. Таким образом, могу с уверенностью сказать: в скором времени холдинг «Белорусская цементная компания» снизит количество посредников до минимума как при закупках сырья, так и при реализации продукции.

Казахстанская компания готова оказать содействие и в налаживании контактов с местными производителями угля марки Т, так называемого «тощего». И дальнейшее сотрудничество с ними для БЦК очень выгодно. Территориальное расположение Шубаркольского угольного месторождения позволяет значительно снизить транспортные расходы. Кроме того, их уголь отличается высоким качеством и практически не накапливает влагу, что автоматически снимает ряд проблем с его хранением.

ФАКТ

По информации Департамента финансовых расследований КГК, за 8 месяцев 2019 года выявлено 68 преступлений, связанных с необоснованным посредничеством.  
© Комитет государственного контроля Республики Беларусь, 2011-2019 г.
Rating All.BY
Дизайн и разработка БЕЛТА