Комитет государственного контроля Республики Беларусь
Главная > Пресс-центр > Публикации о КГК
Пресс-центр

Публикации о КГК

01.11.2018 Когда третий — лишний
26 сельхозпредприятий Минской области необоснованно покупали стройматериалы через посредника

Зачем госпредприятию покупать через посредников даже белорусское сырье, когда напрямую у производителя дешевле? Да и сам он под боком. Казалось бы, руководитель должен бороться за каждую копейку, которая, как известно, рубль сбережет, но... Очередные факты необоснованного посредничества — на этот раз при закупке стройматериалов для сенажно-силосных траншей — специалисты Комитета госконтроля недавно выявили в 26 сельхозорганизациях Минской области.

Заработок частной структуры составил около 50 тысяч рублей. За эти деньги как минимум два хозяйства могли бы получить по сенажной траншее.

Бесспорно, есть ситуации, когда посредническая фирма необходима. Но тогда, руководитель, будь готов обосновать покупку. В ОАО «Старобинский» и сами, говорят, удивились появлению в цепочке реализации стройматериалов между ними и изготовителем коммерческой организации. При этом ее роль как посредника заключалась лишь в оформлении бухгалтерских документов по «транзиту» сырья. Фактически же оно отгружалось со склада завода прямо покупателю, а переговоры по отгрузке он тоже вел напрямую с предприятием. И так, отмечает председатель Солигорского межрайонного комитета госконтроля Дмитрий Ахрем, продолжалось с прошлого года:

— На это из бюджета было выделено более 1,2 млн рублей. Что до слуцкой фирмы-транзитера, то сотрудничала она небесплатно. Практически не неся каких-либо расходов, посредник применял к изначальной стоимости продукции четырехпроцентную торговую надбавку, оседавшую в итоге на его банковских счетах. Что привело к удорожанию товара и увеличению расходования бюджета.

Заработок частной структуры составил около 50 тысяч рублей. За эти деньги как минимум два хозяйства могли бы получить по сенажной траншее.

Что ж помешало хозяйству пойти непосредственно на завод, который к тому же находится всего в 15 километрах? Директор ОАО «Старобинский» Татьяна Куделко говорит, что и рада бы, но сам производитель отказал в такой сделке, направив к посреднику. И даже выдавал официальное письмо о том, что слуцкий коммерсант является его торговым представителем и имеет право реализации в Беларуси всех групп товаров, выпускаемых этим предприятием. Хотя проверкой КГК этот факт опровергнут. Татьяна показывает мне копию такого свидетельства:

— В этом году нас включили в программу на строительство сенажных траншей. Нам их нужно было 4, и бюджетные средства на них выделили. Затем мы объявили электронные торги, выбрав из двух участвовавших в конкурсе фирм ту, где цена ниже. С ней и заключили договор. Забрали материалы и стали строить, считая, что со своей стороны все сделали правильно.

Фактически предприятие ввели в заблуждение.

Кстати, шустрый бизнесмен довольно лихо обзаводился такими клиентами. Госконтролеры выяснили, что через этого агента материалы для строительства сенажно-силосных траншей приобретали 26 сельхозпредприятий семи районов области. И это при весьма сахарных договорных условиях не для хозяйства, а для транзитера: 100-процентная предоплата. Даже в этом случае с поставками он не спешил. Хотя в документах и говорилось, что продукция поступила, как и положено по бюджетному законодательству, в пятидневный срок, на самом деле — позже, а сама документация оказалась поддельной.

В общем, не по-хозяйски как-то. Для управленцев такие истории заканчиваются даже уголовными делами и требованием компенсировать ущерб. Соответствующие меры будут приняты и в ситуации с сенажными траншеями, говорит мне начальник Солигорского межрайонного отдела финансовых расследований Сергей Довнар: «Материалы уже направлены следователям. Как хозяйствам обезопасить себя и не связываться с необоснованным посредничеством? Полагаю, при проведении тендеров можно предусмотреть условие, по которому торговый представитель должен будет договором с изготовителем подтвердить действительность своих представительских полномочий». Вероятно, упростить процесс мог бы и предварительный заказ на продукцию у белорусского производителя. Допустим, хозяйства знают, сколько они готовы купить материалов для тех же сенажных траншей, и делают заказ предприятию. И экономия, и никаких лишних рвачей.

Госконтроль продолжит мониторить ситуацию по стране. 
© Комитет государственного контроля Республики Беларусь, 2011-2018 г.
Rating All.BY
Дизайн и разработка БЕЛТА