Комитет государственного контроля Республики Беларусь
Главная > Пресс-центр > Публикации о КГК
Пресс-центр

Публикации о КГК

21.03.2013 Аукцион повышенной сложности

Немного найдется видов деятельности, которые бы представляли больший соблазн и больше возможностей для коррупции, чем государственные закупки. С начала года значительная часть их переведена на электронные торги. Нововведения в законодательстве призваны обеспечить максимальную прозрачность. Однако оду электронным торгам никто не поет. Семинар–совещание в Брестском облисполкоме, организованный по инициативе Комитета госконтроля Брестской области, обнажил слабые стороны нового документа.
Госзакупки – процесс сложный и денежный. Только на Брестчине в минувшем году проведено более 22 тысяч процедур закупок. Договоров заключено на 1,5 триллиона рублей. Но все ли торги прошли гладко, без шероховатостей? Увы... Нарушения процедуры закупок распространены широко. Они характерные. Но не всегда умышленные. Другое дело, что незнание закона не освобождает от ответственности.
Внутренний и внешний контроль действует. Но искоренить нарушения пока не получилось. Это должен сделать Закон «О государственных закупках», который работает с января. Он действует по принципу гласности и направлен на максимальное снижение возможных проявлений коррупции. Призван уничтожить договорные контракты, взятки и откаты. Базируется на российском законодательстве. Привязан к действующему соглашению между странами – участницами Таможенного союза. То есть закон – ко времени.
Но, как оказалось, требуются разъяснения. Тема семинара вызвала огромнейший интерес. Предприятия и организации отправляли сотрудников отделами. Те, кому не хватило мест в зале, о нововведениях слушали стоя. Вопросов задавали много. Спорили. Не соглашались. Резонно упрекали: почему все до мелочей не продумали?
Есть, конечно, свое мнение у разработчиков закона: люди не готовы и, может быть, не желают работать в новых условиях. Для многих – это аукцион повышенной сложности. Но об электронных торгах все знали уже два года. Они проводились в экспериментальных условиях. Однако мало кто через них прошел. Нет опыта. Вот и результат.
А слабые звенья в законодательстве действительно имеются. Закон определяет общий порядок закупок товаров во всех сферах деятельности, в том числе и строительстве. Но введение электронных аукционов поставило под угрозу срыва госзаказы по строительству. И, как выразился начальник управления капитального строительства Брестского облисполкома Иван Федорук, «два месяца не только мы, вся страна ничего не делает».
Аргумент: строительство нельзя ставить в один ряд с закупкой ручек или лекарств. Эти товары имеют определенные характеристики, цену. А строительный объект в момент аукциона существует только на бумаге. Товара как такового еще нет. Поэтому определить правильную цену на торгах, когда счет идет на минуты, практически невозможно.
К слову, Россия первой ввела электронные аукционы на строительные подряды. В Европе такого нет. Теперь к этой практике присоединилась Беларусь. Правда, Брестский облисполком уже высказал свое мнение. В высокие кабинеты отправлены письма с предложением приостановить электронные торги на строительные подряды. До того момента, пока все детали не будут урегулированы.
У представителей аграрного сектора тоже есть вопросы. По закупкам продуктов питания имеются замечания – поставщики не желают участвовать в электронных аукционах. Так что использование нововведений пока не экономит время, а, скорее, наоборот – затягивает процедуру.
И все же будущее – за электронными торгами. Подобный аукцион – это выражение власти покупателя над продавцом в переговорах по цене. Значительная экономия средств. То, что требуется. Потому Минэкономики предлагает чаще заходить на свой сайт – в раздел регулирования закупок. Там найдутся ответы на многие вопросы.
Одно из распространенных нарушений при госзакупках: формирование документации под конкретного поставщика. Отныне это становится почти невозможным. Более того, в электронных торгах могут участвовать производители и поставщики из России, а с 2014 года – и Казахстана. Ограничений при госзакупках быть не должно. Поэтому на повестке дня еще один вопрос: выдержит ли ценовую конкуренцию отечественный товар? Но это уже другая тема.
© Комитет государственного контроля Республики Беларусь, 2011-2022 г.
Дизайн и разработка: БЕЛТА
Разработка версий сайта:
Группа компаний «ЦВР «Октябрьский»