Главная / Медиа / Новости

Новости

21.12.2017

В Комитете госконтроля рассмотрены результаты работы организаций, занимающихся производством и оборотом алкогольной продукции

В Комитете госконтроля рассмотрены результаты работы организаций, занимающихся производством и оборотом алкогольной продукции
Коллегия Комитета государственного контроля 20 декабря рассмотрела результаты анализа эффективности работы организаций, занимающихся производством и оборотом алкогольной продукции. 

Производство и оборот алкогольной продукции является одним из основных и наиболее стабильных источников поступлений налогов в бюджет. 

Предприятия отрасли ежегодно выпускают около 25 млн. дал алкогольных напитков. Их производством в республике занимается 51 организация, в том числе непрофильные (ОАО «Лидские пищевые концентраты», КТУП «Полоцкая универсальная база», КСУП «Бережное», ОАО «Булочно-кондитерская компания «Домочай» и др.). Всего водку выпускают 18 организаций, ликероводочные изделия – 19, вина плодовые - 33, вина виноградные – 11. Оптовой торговлей алкогольными напитками занимаются более 100 организаций, розничной торговлей – свыше 6 тыс. субъектов хозяйствования. 

Анализ ситуации на алкогольном рынке страны выявил ряд серьезных проблем. В последние годы доходы в бюджет от производства и оборота алкогольной продукции снижаются. Если в 2015 году от реализации алкогольной продукции поступило в бюджет акцизного налога на сумму 758,7 млн. рублей, то за 11 месяцев 2017 г. – 681,3 млн. рублей. 

Мощности по производству алкогольной продукции используются менее чем наполовину (на 1 января 2017 г. их использование по водке и ликероводочным изделиям составило 40,4%, по винам плодовым – 32,9%). Несмотря на это, они ежегодно увеличиваются (в основном за счет развития негосударственного сектора). При этом мощности предприятий концерна «Белгоспищепром» позволяют обеспечить не только потребности внутреннего рынка в алкогольной продукции, но и сложившиеся объемы ее поставок на экспорт. 

Отечественная алкогольная продукция госпредприятий представлена сотнями наименований, практически не имеющих различий по потребительским характеристикам. Необоснованная внутриотраслевая конкуренция создает предпосылки к уменьшению доходности производителей, а зачастую и к их экономической несостоятельности. 

В 2015 году в Беларуси создан алкогольный холдинг, в него включены 8 производителей алкогольных напитков, входящих в состав концерна «Белгоспищепром», а также сбытовая компания ТК «МИНСК КРИСТАЛЛ ТРЕЙД». Предполагалось, что алкогольный холдинг укрепит позиции крупных государственных производителей алкогольной продукции на рынке, увеличит их долю в общем объеме продаж ликероводочной продукции как минимум до 70%, а размер чистой прибыли – до 30 млн. руб. в год. Однако показатели работы холдинга оказались далеки от запланированных, несмотря на то, что для его организаций предусмотрены значительные преференции. В Стратегии развития холдинга на 2016-2020 годы отсутствует системный подход к комплексному развитию всех организаций, входящих в его состав. В 6-ти из 8-ми организаций холдинга не предусматривается направление инвестиций в развитие производственных объектов. 

Не обеспечено выполнение поручения Главы государства в отношении своевременных расчетов организаций торговли за поставленные алкогольные напитки. Например, на 1 октября 2017 г. просроченная задолженность торговых организаций перед предприятиями алкогольной отрасли концерна «Белгоспищепром» и ТК «МИНСК КРИСТАЛЛ ТРЕЙД» составляла 47,3 млн. рублей. Низкая платежная дисциплина со стороны торговли оказывает негативное влияние и на доходы бюджета: так, на 1 октября текущего года недоимка по налогам и сборам производителей алкогольных напитков составила 52,8 млн. рублей (на 15% больше, чем на 1 января 2017 г.). В должниках оказался каждый третий производитель алкогольной продукции. 

Не выполнено поручение Главы государства по стабилизации финансово-экономического положения организаций, выпускающих плодовые вина. В настоящее время 10 из 33 производителей этой продукции находятся в различных процедурах экономической несостоятельности (банкротства). 

Установлены факты длительного хранения сырья и вспомогательных материалов, а ведь на их приобретение были отвлечены немалые оборотные средства. Так, на складах одного из предприятий холдинга от 1 года до 8 лет хранятся материалы, используемые при производстве алкогольных напитков, на общую сумму около 400 тыс. долларов. В то же время для пополнения оборотных средств организации-производители привлекают кредитные ресурсы, что влечет дополнительные расходы. 

Не выполнено поручение Главы государства по исключению закупки организациями алкогольной отрасли сырья и материалов через посредников. В частности, три государственных ликероводочных завода в январе-сентябре 2017 г. приобрели у посредника весь необходимый им объем укупорочных средств (колпачки алюминиевые) отечественного производства на сумму 3,5 млн. рублей. Кстати, посредник получил от производителя колпачков комиссионное вознаграждение в размере от 5 до 10 процентов. 

В ходе проверок в сфере производства и оборота алкогольной продукции выявлены различные нарушения законодательства, касающиеся внешнеторговой деятельности, налоговых отношений, порядка исчисления в бюджет доходов от находящихся в республиканской собственности акций хозяйственных обществ, требований к маркировке выпускаемой продукции и др. Привлечены к административной и дисциплинарной ответственности руководители и юридические лица. За наличие просроченной задолженности по расчетам за поставленные алкогольные напитки два и более раза в течение календарного года прекращено действие специальных разрешений (лицензий) на право осуществления розничной торговли алкогольными напитками и (или) табачными изделиями 24 субъектам хозяйствования. 

Коллегия Комитета госконтроля предложила Правительству разработать и в установленном порядке утвердить программный документ по развитию отрасли; совместно с облисполкомами и Минским горисполкомом принять исчерпывающие меры по обеспечению своевременности расчетов торговых организаций за поставленные алкогольные напитки, а также по стабилизации финансово-экономического положения организаций отрасли.  

Все новости
Обратная связь
Мониторинг объектов сверхнормативного строительства Мониторинг объектов сверхнормативного строительства Сообщить о завышении цен на товары Сообщить о завышении цен
на товары
Сообщить о завышении цен на лекарства Сообщить о завышении цен
на лекарства
Скажи нет зарплате «в конверте» Скажи нет зарплате
«в конверте»
Сообщить о проблемах с автомобильными дорогами Сообщить о проблемах с автомобильными дорогами
Интернет-портал Президента Республики Беларусь Интернет-портал Президента Республики Беларусь Правовой форум Беларуси Правовой форум Беларуси Национальный правовой интернет-портал Национальный правовой интернет-портал Биометрические документы Республики Беларусь Биометрические документы Республики Беларусь Совет Министров Республики Беларусь Совет Министров Республики Беларусь Belarus.by - Официальный сайт Республики Беларусь Belarus.by - Официальный сайт Республики Беларусь