Главная / Медиа / Новости

Новости

24.09.2018

По результатам проверки в энергетике выявлены неиспользованные резервы снижения затрат более чем на 120 млн. долларов

По результатам проверки в энергетике выявлены неиспользованные резервы снижения затрат более чем на 120 млн. долларов
На заседании коллегии Комитета государственного контроля рассмотрены результаты проверки обоснованности затрат, включаемых в себестоимость производства тепловой и электрической энергии организациями Министерства энергетики, и определены меры по повышению эффективности функционирования отрасли. Заседание состоялось 24 сентября 2018 года под председательством руководителя контрольного ведомства Леонида Анфимова. В работе коллегии приняли участие заместитель премьер-министра Игорь Ляшенко, министр энергетики Виктор Каранкевич, министр экономики Дмитрий Крутой, другие должностные лица.


Проверка проводилась Комитетом госконтроля в соответствии с поручением Главы государства. 


Как отметил Леонид Анфимов, с 2011 года в белорусскую энергетику инвестировано около 5 млрд. долларов (без учета затрат на сооружение Белорусской АЭС). Это позволило несколько снизить удельный расход топлива на производство электроэнергии, уменьшить технологические потери в электросетях, а также сократить потребление энергетиками природного газа, являющегося основным топливом для производства электро- и теплоэнергии. 


Однако, как показала проверка, имеющиеся в отрасли резервы снижения затрат в полной мере не задействованы. "Профильным министерством, а также руководителями на местах пока не налажена надлежащая работа по поиску резервов удешевления себестоимости энергоресурсов. Системного и комплексного рассмотрения в правительстве ситуации в энергетике в последние годы также не было. Считаю, что уже сегодня, не откладывая на потом, необходимо приступить к решению имеющихся проблем и наведению соответствующего порядка в отрасли", – подчеркнул глава Комитета госконтроля. 


Крайне низкими темпами проводится модернизация теплосетей. К примеру, на балансе филиала «Минские тепловые сети» РУП «Минскэнерго» находится 1400 км труб со сроком эксплуатации более 25 лет. В целом по энергосистеме замена изношенных труб на предварительно изолированные (ПИ-трубы) могла бы обеспечить экономический эффект в размере более 40 млн. долларов. А это реальная возможность для снижения как себестоимости производимых энергоресурсов, так и тарифов для потребителей. 


Затянувшуюся модернизацию тепловых сетей энергетики, как правило, объясняют дефицитом средств. При этом значительный объем финансирования направляется на цели, не связанные с повышением надежности и экономичности энергосистемы. Например, в строительство семиэтажного офисного здания площадью 7 тыс. кв.м в центре Минска для размещения аппарата ГПО «Белэнерго» уже вложено порядка 2,9 млн. долларов в эквиваленте (в целом же стоимость проекта – около 9 млн. долларов). Средства тратятся на приобретение дорогостоящих легковых автомобилей, в том числе посредством зачетных схем с должниками за потребленные энергоресурсы. 


Допускается расточительное расходование средств при закупках материалов и комплектующих. Так, в марте 2018 г. организацией «Белэнергоснабкомплект» (создана для проведения централизованных закупок) по заказу «Гомельэнерго» проведен конкурс на закупку 90 тонн реагента для подготовки воды на Мозырской ТЭЦ. Предпочтение было отдано литовской компании, несмотря на то, что отечественный производитель предлагал эту продукцию в 2,5 раза дешевле. За товар переплачено более 42 тыс. евро. 


На предприятиях энергетики не проводится должный анализ существующих резервов снижения затрат, напряженные задания по их снижению не доводятся. К примеру, в 2017 году в «Гродноэнерго» показатель по энергосбережению существенно перевыполнен. При этом не все запланированные мероприятия реализованы, а недополученная по ним экономия топливно-энергетических ресурсов составила почти 460 тонн условного топлива (т у.т), или 100 тыс. долларов. 


Существующая схема финансирования содержания аппарата ГПО «Белэнерго» не стимулирует должностных лиц заниматься вопросами повышения эффективности подведомственных организаций. Организации энергосистемы направляют денежные средства на содержание аппарата ГПО «Белэнерго» за якобы оказанные консультационные услуги, которых фактически не было. В 2017 году по такой схеме ГПО «Белэнерго» получило на свое содержание около 7 млн. рублей (в облэнерго эти суммы отнесены на затраты). 


Требует совершенствования работа по оптимизации численности в организациях энергосистемы. На протяжении нескольких лет в облэнерго среднесписочная численность персонала значительно ниже штатной численности, что свидетельствует об ее установлении без учета объемов реально выполняемых задач (в «Гомельэнерго» фактическая численность персонала составляет 89% от нормативной, в «Минскэнерго» – 91%). При этом есть и факты, когда штатная численность значительно превышает нормативную, что не стимулирует производительность труда и неизбежно приводит к увеличению затрат. 


К ремонту систем теплоснабжения привлекаются частные коммерческие структуры при наличии собственной специализированной службы. В частности, их доля в общем объеме ремонтных работ в Минских тепловых сетях на протяжении последних лет составляет около 75%. 


К необоснованному росту себестоимости тепловой и электрической энергии приводят расходы по содержанию не используемых в производственной деятельности объектов. Так, более 10 лет на Минских тепловых сетях на котельных «Кедышко» и «Орловская» не используются здание нейтрализации кислотности воды, станочное и энергетическое оборудование, на которые начисляется амортизация, включаемая в затраты. 


Не проводится на системной основе работа по сокращению сетевых потерь. Выявлено, что нормы потерь в тепловых и электрических сетях зачастую устанавливаются без учета уже достигнутого уровня. Например, для «Витебскэнерго» на 2017 год установлен норматив тепловых потерь на уровне 8,57%, в то время как в 2016 году его фактическое значение было 6,21%, по потерям в электросетях – 4,02% и 3,69% соответственно. 


При этом доведенные нормативы перевыполняются, несмотря на имеющуюся бесхозяйственность. Так, в 2017 году Витебская ТЭЦ отчиталась о выполнении задания по снижению потерь тепла при том, что из-за отсутствия теплоизоляции на трубопроводах и утечек теплоносителя эти потери превысили 200 т у.т. (в стоимостном выражении около 40 тыс. долларов). 


В облэнерго имеются убыточные социальные объекты. Например, в 2017 году «Витебскэнерго» направлено из прибыли около 2 млн. рублей на содержание столовых, оздоровительных и спортивных комплексов и загородных баз отдыха, в I квартале текущего года – 536 тыс. рублей. 


Без должного учета экономических интересов энергосистемы идет развитие энергоисточников на возобновляемых видах энергии (солнце, вода, ветер, биомасса). Покупка энергоснабжающими организациями электроэнергии у владельцев таких установок по повышенному тарифу приводит к искусственному завышению затрат энергосистемы и росту тарифов для реального сектора экономики. 


В целом по результатам проверки в энергетике выявлены неиспользованные резервы снижения затрат на общую сумму более 120 млн. долларов. 


Комитетом госконтроля предложены конкретные меры по повышению эффективности функционирования энергетической отрасли. 


О результатах проверки организаций Минэнерго доложено Главе государства.

Все новости
Обратная связь
Мониторинг объектов сверхнормативного строительства Мониторинг объектов сверхнормативного строительства Сообщить о завышении цен на товары Сообщить о завышении цен
на товары
Сообщить о завышении цен на лекарства Сообщить о завышении цен
на лекарства
Скажи нет зарплате «в конверте» Скажи нет зарплате
«в конверте»
Интернет-портал Президента Республики Беларусь Интернет-портал Президента Республики Беларусь Правовой форум Беларуси Правовой форум Беларуси Национальный правовой интернет-портал Национальный правовой интернет-портал Биометрические документы Республики Беларусь Биометрические документы Республики Беларусь Совет Министров Республики Беларусь Совет Министров Республики Беларусь Belarus.by - Официальный сайт Республики Беларусь Belarus.by - Официальный сайт Республики Беларусь Портал рейтинговой оценки качества оказания услуг Портал рейтинговой оценки качества оказания услуг