Комитетом госконтроля в соответствии со статьей 8 Закона Республики Беларусь «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах», а также статьей 23 Бюджетного кодекса Республики Беларусь проведена проверка и подготовлено Заключение на отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2018 год.
Проверка Комитета госконтроля подтвердила достоверность данных, содержащихся в отчете об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2018 год (бюджет фонда).
С учетом уточнений бюджет фонда на 2018 год был утвержден по доходам в сумме 14 004 107,7 тыс. рублей, по расходам – 13 809 079,1 тыс. рублей, с превышением доходов над расходами на 195 028,6 тыс. рублей.
За 2018 год доходы бюджета фонда составили 13 929 944,7 тыс. рублей, или 102,6% к плану, утвержденному Законом «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2018 год», и 99,5% к уточненному плану.
По сравнению с 2017 годом доходы бюджета фонда увеличились на 11,8%. Наибольшие доходы в бюджет фонда поступили от плательщиков г. Минска, Минской и Гомельской областей.
На темп роста доходов бюджета фонда в прошлом году оказали влияние два фактора: снижение количества лиц, занятых в экономике, и рост среднемесячной заработной платы в республике.
Согласно оценке Белстата за 2018 год, численность лиц, занятых в экономике страны, составила 4 335,5 тыс. человек и сократилась по сравнению с 2017 годом на 18,3 тыс. человек, или на 0,4%. Фонд заработной платы, включая малые и микроорганизации, за прошлый год составил 40,2 млрд. рублей, или на 11,7% выше расчетного показателя (36 млрд. рублей). Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников достигла 938 рублей и увеличилась по сравнению с 2017 годом на 14% (822,8 рубля).
Следует отметить, что в 2018 году, как и в предыдущем, основной рост среднемесячной заработной платы произошел в последнем месяце года.
Так, если за январь-ноябрь 2017 года среднемесячная заработная плата выросла на 135 рублей, или в среднем за месяц прирастала на 12,3 рубля, то за декабрь она увеличилась на 121,3 рубля.
Отрицательное влияние на уровень доходов бюджета фонда продолжает оказывать сложившаяся в республике ситуация с наличием вынужденной неполной занятости работников организаций (несмотря на ее ежегодное сокращение), а также наличие просроченной задолженности по уплате обязательных страховых взносов, которая на 1 января текущего года составляла 96,8 млн. рублей.
Основным источником доходов бюджета фонда являлись обязательные страховые взносы, которые в 2018 году составили 12 796 073,8 тыс. рублей, или 91,9% от общих доходов бюджета фонда, и исполнены на 108% к утвержденному Законом плану и на 100,7% к уточненному плану. По сравнению с 2017 годом данные доходы увеличились на 17,4%.
Поступления взносов на профессиональное пенсионное страхование в 2018 году составили 115 528 тыс. рублей (0,8% в доходах бюджет фонда), или 100,6% к утвержденному Законом плану и 101,3% к уточненному плану, и по сравнению с 2017 годом увеличились на 15,5%.
Доходы бюджета фонда от уплачиваемых банками процентов за пользование денежными средствами государственного социального страхования и от размещения средств профессионального пенсионного страхования составили 113 717,1 тыс. рублей (0,8% в доходах бюджета фонда) и по сравнению с 2017 годом уменьшились на 12,8%. Причина – уменьшение размера процентной ставки по договорам и сокращение ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь (на 2 процентных пункта).
Доходы бюджета фонда в счет компенсации его расходов (частичная оплата за путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление населения от работодателей) составили 5 112,9 тыс. рублей и по сравнению с 2017 годом увеличились на 3,4%, от поступлений административных штрафов – 6 434,3 тыс. рублей и сократились на 28,8%.
Прочие неналоговые доходы, предусмотренные законодательством, составили 82 494,9 тыс. рублей и увеличились по сравнению с 2017 годом на 5 848,7 тыс. рублей, или на 7,6%.
Следует отметить, что в 2018 году в состав доходов бюджета фонда вошли субвенции из республиканского бюджета в сумме 810 583,7 тыс. рублей (5,8% от общей суммы доходов), в том числе на финансирование расходов, осуществляемых в соответствии с законодательством из республиканского бюджета (779 647,8 тыс. рублей), и на возмещение расходов бюджета фонда на финансирование специализированных учебно-спортивных учреждений профсоюзов (30 935,9 тыс. рублей).
За 2018 год расходы бюджета фонда составили 13 614 956,9 тыс. рублей, или 101,7% к утвержденному Законом плану и 98,6% к уточненному плану.
Наибольший удельный вес (77,2%) в расходах бюджета фонда в 2018 году занимали выплаты трудовых и социальных пенсий, пенсий военнослужащим срочной военной службы и членам их семей, государственным служащим, пенсий за особые заслуги перед республикой, отдельные виды доплат, а также оказание услуг по их выплате – 10 516 895,5 тыс. рублей. По сравнению с 2017 годом эти выплаты увеличились на 11%.
Выплаты пособий (связанных с рождением и воспитанием детей, по временной нетрудоспособности, на погребение и др.) в расходах бюджета фонда составили 21,3%, или 2 899 001,4 тыс. рублей, и увеличились по сравнению с 2017 годом на 11,4%.
Выплаты пенсий и пособий лицам, выехавшим за границу, а также прибывшим в страну, в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь составили 87 941,8 тыс. рублей, или 0,7% расходов бюджета фонда, и исполнены к утвержденному Законом и к уточненному планам на 95,5%. По сравнению с 2017 годом эти выплаты увеличились на 8,6%.
Выплаты профессиональных пенсий составили 4 270,2 тыс. рублей, или 0,03% в расходах бюджета фонда, и исполнены на 82,6% к утвержденному Законом плану и на 96,6% к уточненному плану.
За счет средств бюджета фонда в 2018 году финансировались расходы на санаторно-курортное лечение и оздоровление населения в сумме 39 863 тыс. рублей (0,3% от всех расходов) и оказывалась материальная помощь нуждающимся пожилым и нетрудоспособным людям – 6 354,5 тыс. рублей (0,05%), которые исполнены на 100% к утвержденному Законом и уточненному планам.
На финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения использовано 29 694,6 тыс. рублей (0,2% от всех расходов), или 70,2% к утвержденному Законом плану и 87,4% к уточненному плану. В 2018 году данные расходы увеличились на 3,8% по сравнению с 2017 годом и в полном объеме израсходованы на выполнение мероприятий подпрограммы 1 «Содействие занятости населения» Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016-2020 годы.
В целом за прошлый год бюджет фонда исполнен с профицитом в сумме 314 987,8 тыс. рублей.
За 2018 год остатки средств бюджета фонда увеличились на 31% по сравнению с началом года и составили 1 331 550,7 тыс. рублей, в том числе 1 213 676,6 тыс. рублей за счет средств профессионального пенсионного страхования и 117 874,1 тыс. рублей за счет средств государственного социального страхования.
Все новости