Одним из проблемных вопросов является утилизация отходов и обеспечение их комплексного управления. Более полное использование в производстве вторичных ресурсов – одна из важнейших задач, поставленных Главой государства в Директиве № 3.
Результаты проведенных контрольных мероприятий показывают, что не все резервы по снижению затрат задействованы, необходимо продолжение работы по оптимизации численности, обеспечить контроль за соблюдением нормативов затрат, изменение и доработку методик их определения. Не изжиты в системе ЖКХ факты нерационального использования материальных ценностей и не созданы условия для тотальной экономии денежных средств.
В частности Комитетом области в ходе контроля за соблюдением организациями ЖКХ требований Главы государства по повышению уровня вовлечения в хозяйственный оборот вторичных материальных ресурсов выявляются многочисленные факты ненадлежащей организации работы по сбору вторичных материальных ресурсов.
Так, проверкой КУП «Оршанская спецавтобаза» установлено, что при ежегодном невыполнении заданий по сбору (заготовке) полимерных отходов (в 2014 году заготовлено 19% от задания, в 2015 году – 25%) не организована работа по сбору вторичных материальных ресурсов, неэффективно используется техника и оборудование, приобретенные для организации раздельного сбора и сдачи ВМР за счет средств ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов».
Так, в ноябре 2014 г. предприятию было поставлено 160 новых контейнеров для раздельного сбора отходов стоимостью 216,2 млн. руб. Однако на момент проверки 187 контейнеров (или треть от имевшихся в наличии) на контейнерных площадках установлены не были: 144 простаивали на участке вторичных материальных ресурсов, 43 – на складе. Приобретенный для сбора вторичных материальных ресурсов в сельских населенных пунктах мусоровоз стоимостью 705 млн. руб. фактически использовался для вывоза коммунальных отходов с территории частного сектора г.Орша на полигон твердых бытовых отходов.
В результате оказалась не загружена линия сортировки раздельно собранных отходов стоимостью 865,8 млн. руб., также приобретенная за счет средств ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов». За 2015 год на линии рассортировано и запрессовано немногим более 1% от заявленного в технико-экономическом обосновании годового объема загрузки.
При отсутствии достаточных мер по обеспечению раздельного сбора вторичных материальных ресурсов их значительная часть вывозилась на полигоны для захоронения в составе твердых коммунальных отходов.
Проверкой также установлено, что объемы оказанных предприятием услуг по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов, предъявляемые населению и другим потребителям, не были подтверждены весом вывезенных на полигон отходов и являются завышенными по сравнению с фактическим накоплением отходов, что привело к завышению предъявляемой населению оплаты за оказанные услуги. Более того, вследствие завышения объема услуг по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов за 2013-2014 гг., 9 месяцев 2015 г. незаконно получено более 6 млрд. руб. бюджетных средств.
Комитет госконтроля определил, что при должной организации раздельного сбора вторичных материальных ресурсов и соответствующем выполнении доведенных задний по сбору и поставке ВМР, КУП «Оршанская спецавтобаза» имело возможность получить в 2014 году дополнительный доход в виде выручки от сдачи ВМР на сумму 3,6 млрд. руб. и в виде компенсации расходов по сбору и заготовке ВМР за счет ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» на сумму 7,2 млрд. руб. Однако проще оказалось получить эти средства из бюджета.
О результатах проверки для исправления ситуации и привлечения к ответственности виновных лиц проинформирован Оршанский райисполком. В установленном порядке будут приняты меры по возмещению в бюджет незаконно полученных средств, применению мер административной ответственности к предприятию и его должностным лицам. Учитывая значимость для области проблемных вопросов, поднятых проверкой, результаты контрольных мероприятий будут детально и всесторонне рассмотрены на коллегии областного Комитета с участием органов, отвечающих за обращение с отходами. С учетом требований Декрета № 5 будет дана принципиальная оценка действиям виновных должностных лиц.
Все новости