Для повышения конкурентоспособности льноводческой отрасли Главой государства был дан ряд поручений, а Советом Министров утвержден комплексный бизнес-план развития льняной отрасли Республики Беларусь в 2013-2015 гг. Однако до настоящего времени положение дел кардинальным образом не изменилось.РУПТП «Оршанский льнокомбинат», которое в этом году завершает второй этап технического перевооружения, в первом полугодии 2017 г. допущено увеличение закупки импортного льноволокна в связи с недостатком отечественного высокономерного льноволокна. Аудит эффективности использования государственных средств, направленных на техническое переоснащение (реконструкцию) ОАО «Ореховский льнозавод» в сумме 23 млн. руб., показал, что ожидаемый экономический эффект от реконструкции завода с установкой высокопроизводительной линии по выработке льноволокна «DEPOORTERE» не достигнут. Объем производства льноволокна от проектного в 2015 году составил 64,7%, в 2016 году – 65,6%, в том числе длинного льноволокна – 26,5% и 28% соответственно. Также заводом не достигнут запланированный показатель по качеству длинного и короткого льноволокна.Одной из основных причин неэффективности реализации проекта установлены многочисленные нарушения требований Отраслевого регламента возделывания льна-долгунца. Так, на половине выделенных площадей почва являлась малопригодной для выращивания льна, допускался посев льна по неблагоприятному предшественнику, внесение комплексных минеральных удобрений осуществлялось в количестве ниже установленной нормы, не соблюдались оптимальные сроки теребления и уборки льна.Вышеуказанные нарушения привели к нехватке сырья и снижению его качества, вследствие чего льнозаводом не были обеспечены загрузка в полном объеме имеющихся производственных мощностей и выработка льноволокна необходимого количества и качества.Как результат, в 2016 году льнозаводом допущена недопоставка льноволокна РУПТП «Оршанский льнокомбинат» для государственных нужд. Из надлежащей поставки длинного льноволокна в объеме 500 т средним номером не ниже 12,4 фактически поставлено 126 т средним номером 11,16 (или 25%), короткого льноволокна поставлено 437 т средним номером 3,27 вместо 650 т средним номером не ниже 3,8 (или 67%).Также выявлен ряд проблемных вопросов, находящихся в компетенции местных органов власти, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси. Так, должным образом не урегулирован порядок выплаты надбавок за направленную в переработку тресту льна-долгунца, отсутствует единый и четкий алгоритм расчета нормативного значения выхода длинного льноволокна.Итоги контрольно-аналитических мероприятий по вопросу развития льняной отрасли планируется рассмотреть на коллегии Комитета государственного контроля Витебской области с участием представителей местных органов власти, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси, руководителей льнозаводов, на которой будут выработаны предложения по совершенствованию руководящих документов, в том числе регламентирующих порядок получения надбавок за счет бюджетных средств.
Все новости