Комитет государственного контроля Республики Беларусь

Новости региона

29.11.2016  Результаты контрольно-аналитических мероприятий проведенных в отношении ОАО «Стройтрест № 8» рассмотрены на заседании коллегии Комитетом государственного контроля Брестской области
            В результате контрольно-аналитических мероприятий, проведенных Комитетом в отношении ОАО «Строительный трест №8» установлено, что всеми участниками строительного процесса не в полной мере соблюдаются требования нормативных правовых актов при выполнении строительных работ, что приводит к незаконному и неэффективному использованию государственных средств. Наряду с этим наблюдается существенное снижение эффективности хозяйственной деятельности общества, его финансово-экономическое состояние остается неудовлетворительным.

Практически в два раза к уровню 2014 года сократился объем выполняемых обществом подрядных работ, темпы падения которых значительно хуже среднеобластных показателей.

Сокращение объемов строительных работ в свою очередь способствует оттоку кадров. Среднесписочная численность за 2015 год – январь-сентябрь 2016 года сократилась на 1435 человек.

При этом показатели эффективности развития по выручке от реализации продукции, товаров работ, услуг и добавленной стоимости в расчете на одного среднесписочного работника свидетельствуют о наличие избыточной численности в сопоставлении с выполняемыми объемами работ и на сегодняшний момент. Так в расчете на одного среднесписочного работника выручка от реализации продукции, товаров работ, услуг в 2015 году составила 294,0 млн. руб. или 77,7% к 2014 году, а добавленная стоимость – 78,9 млн. руб. или 64,5%.

Являясь основным экспортером строительных работ, услуг, и ежегодно выполняя доводимые задания, начиная с 2015 года ОАО «Строительный трест № 8» сокращает объемы экспорта (основная доля которого приходится на строительно-монтажные работы на объектах Белорусской АЭС). При этом, из-за допущенных просчетов ряд контрактов, выполняемых обществом по экспорту и за пределами Республики Беларусь, убыточны.

Наряду с изложенным, ориентируясь на выполнение строительно-монтажных работ на крупных объектах за пределами области и Республики Беларусь, на сегодняшний день фактически сведено к минимуму присутствие общества на строительном рынке Брестского региона (отсутствуют крупные задельные объекты, практически не осуществляется жилищное строительство).

Справочно:

Если в 2013, 2014 годах ОАО «Строительный трест № 8» осуществлялось строительство 19 и 22 многоквартирных жилых домов соответственно, то в 2015 году лишь 2, в текущем году - 5 многоквартирных жилых домов.

Сложившаяся ситуация явилась причиной тому, что с 2015 года деятельность общества убыточна, ОАО «Строительный трест № 8» не в состоянии своевременно и в полном объеме исполнять свои финансовые обязательства.

Ухудшение финансового состояния повлекло существенный рост кредиторской задолженности, которая в настоящее время значительно превышает дебиторскую.

Наряду с объективными причинами, сдерживающими развитие организаций строительного комплекса, имеются факты недоработок и просчетов руководства общества, непринятия ими должных мер по улучшению ситуации. Так, установлен факт привлечения к выполнению работ по внутренней отделке стен и потолков, укладке плитки пола частной субподрядной организации при одновременном нахождении работников общества (специализирующихся на аналогичных работах) в отпусках без сохранения заработной платы.

Не принимались должные меры по обеспечению эффективного использования имущества, допускались факты расточительства и бесхозяйственности. Так, реализованный проект модернизации по производству элементов несъемной опалубки в настоящее время заморожен. При том, что общая сумма выплаченных процентов за пользование кредитом взятым на данный проект составила 36,9 млрд. руб.

Действиями отдельных должностных лиц  ОАО «Строительный трест № 8», в том числе в результате участия в бестоварных сделках по поставке комплектующих, обществу причинен вред в особо крупном размере.Так, должностным лицом филиала «СУ № 116» в акты сдачи приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ по объекту «Реконструкция театра кукол по ул. Ленина, 56 в г. Бресте» (строительство осуществляется за счет бюджетных средств), включены металлоконструкции на общую сумму 443,8 млн. руб. которые фактически для производства монтажных работ на указанном объекте не использовались.

Встречной проверкой поставщика данных металлоконструкций, установлено, что на момент оформления накладных, металл в количестве 88,6 тонн на общую сумму 598,5 млн. руб., якобы поставленный обществу, на складе у коммерческой организации не числился.

Имели место факты привлечения работников общества к строительству частного жилого дома за счет средств предприятия, чем причинен вред в сумме более 130,0 млн. руб.

Результаты проверки эффективности использования государственных средств на строительство социально-значимых объектов финансируемых за счет средств бюджета показали, что ОАО «Стройтрест №8», выполняющим функции генерального подрядчика, а также заказчиками строительства (УКСами), проектными организациями не обеспечивается в полной мере исполнение требований законодательства об архитектурной и градостроительной деятельности, допускается неэффективное расходование государственных средств и использование их с нарушением законодательства на всех этапах строительного процесса.

Так, только на объекте строительства «Хирургический корпус областного онкологического диспансера в г. Бресте» (заказчик - УП «Брест горУКС», генподрядчик - ОАО «Стройтрест №8») завышение стоимости СМР составило 2,4 млрд. руб.

Всего контрольными мероприятиями выявлены завышения стоимости строительно-монтажных работ, в том числе оплаченных за счет бюджетных средств более чем на 4,0 млрд. руб.

Допускаются обществом и факты самовольного строительства.Выявлен ряд фактов нарушения установленных сроков выплаты среднего заработка за период трудового отпуска, причитающихся при увольнении сумм работникам, командировочных расходов работникам, нарушения по вопросам природоохранного законодательства (выявленная сумма вреда окружающей среде составила 120,3 млн. руб.), налогового (доначислены налоги и пени в сумме 64,1 млн. руб.), законодательства регулирующего вопросы гигиены и санитарии на строительных площадках, о бухгалтерском учете и отчетности. Сумма выявленного ущерба нанесенного автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь от проезда по ним тяжеловесных транспортных средств составила 134,8 млн. руб.

Результаты проведенных контрольно-аналитических мероприятий свидетельствуют о недостаточности мер, принимаемых руководством ОАО «Строительный трест № 8», РУП «Белстройцентр» и Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь по разрешению проблемных вопросов и обеспечению эффективности деятельности общества, неэффективной системе контроля за его работой, как со стороны руководства самого общества, так и организаций являющихся заказчиками строящихся объектов.

Выявленные недостатки стали предметом рассмотрения Коллегии Комитета, по результатам которой заинтересованным организациям внесены конкретные предложения по разрешению проблемных вопросов и обеспечению эффективности деятельности общества. Обществу совместно с заказчиками объектов строительства предписано принять меры по возмещению причиненного государственному имуществу вреда, в том числе в размере выявленного завышения стоимости проектно-изыскательских, строительно-монтажных работ, восстановлению использованных с нарушением законодательства бюджетных средств.

Контроль за деятельностью организаций строительного комплекса будет продолжен.

© Комитет государственного контроля Республики Беларусь, 2011-2019 г.
Rating All.BY
Дизайн и разработка БЕЛТА