Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать

Закупки продуктов питания для больниц осуществляются у многочисленных посредников, стоимость продуктов и сырья в разы превышает цену производителей

06.12.2018
Закупки продуктов питания для больниц осуществляются у многочисленных посредников, стоимость продуктов и сырья в разы превышает цену производителей
Коллегия Комитета госконтроля рассмотрела результаты аудита эффективности использования бюджетных средств, выделенных на питание пациентов государственных организаций здравоохранения. 

В 2017-2018 гг. Комитет госконтроля провел масштабную работу по изучению ситуации в сфере организации питания. 

Так, уже проведены проверки организации питания учащихся учреждений образования, а также учащихся вузов и сузов. Были выявлены многочисленные упущения, вскрыты резервы удешевления питания и повышения его качества. 

Результаты проверок рассмотрены на коллегии Комитета госконтроля. Разработаны и выданы рекомендации по устранению нарушений. Государственным органам, ответственным за организацию питания учащихся и студентов, руководителям вузов дана жесткая оценка. 

Работа по наведению порядка привела к положительным результатам. Для всех регионов установлены единообразные предельные торговые наценки, пересмотрены подходы к составлению меню, расторгнуты договоры с посредниками. 

Очередные проверки в сфере общепита проведены в 2018 г. в учреждениях здравоохранения. Их результаты показали, что и в этой сфере имеется немало проблем. 

Отсутствует единый подход к организации питания в учреждениях здравоохранения. 
В г.Минске и г.Могилеве питание организуют специализированные предприятия, в остальных случаях – сами учреждения здравоохранения. При этом стоимость продуктов питания может значительно отличаться даже в стационарах одного региона. 

Несмотря на то, что питание пациентов в лечебных учреждениях осуществляется за счет бюджетных средств (в январе-сентябре 2018 г. на эти цели из бюджета выделено 84 млн. руб.) цены на него не попадают под государственное регулирование. 

В результате поставки сырья и продуктов питания, используемых для приготовления пищи пациентам, зачастую осуществляются с привлечением посреднических структур. 

Так, в УКПП «Диета» (г.Могилев) только на закупках в 2016-2017 гг. четырех наименований продуктов (мясо птицы, мясные полуфабрикаты, изюм, масло растительное) разница в стоимости между посредниками и производителями составила 45 тыс. руб. 

УП «Витамин» (г. Минск) приобретало продовольственное сырье и продукты питания у посреднических структур, оптовые надбавки которых доходили до 243%. Например, томаты свежие отечественного производства были закуплены у посреднической структуры по цене в 3,4 раза выше цены производителя. 

Отдельные отечественные товаропроизводители зачастую не принимают участие в процедурах закупок либо заявляют цены на свою продукцию выше рыночных. 
Например, при проведении аукционных торгов по закупке УЗ «Гомельская городская больница № 4» тушек цыплят бройлеров и мясной продукции на аукцион не был заявлен ни один производитель названной продукции, а торги выиграла посредническая структура. 

В учреждениях здравоохранения не на должном уровне налажена работа по учету движения пациентов в течение суток. 
Как следствие, допускаются случаи приготовления пищи на выписанных из стационара пациентов, что влечет необоснованные затраты бюджетных средств. Например, в УЗ «Быховская центральная районная больница» по этой причине излишне расходовано в 2016-2017 гг. более 5 тыс. руб., в УЗ «Чериковская центральная районная больница» – 6,7 тыс. руб. 

Выявлены многочисленные нарушения со стороны учреждений здравоохранения законодательства о государственных закупках. 
Например, без проведения процедур государственных закупок осуществлялся выбор поставщиков в УЗ «Быховская центральная районная больница». При этом учреждением не проводился предметный анализ ассортимента и цен на продукты питания у производителей и поставщиков. В результате поставленная для этой больницы крупа гречневая оказалась дороже до 36%, масло растительное – до 37%, сухофрукты – до 62%, кофейный напиток – до 13%, тушки цыплят – до 29%. 

В отдельных учреждениях здравоохранения необоснованно производились замены одних продуктов питания на другие. 
В УЗ «Быховская центральная районная больница» в 2016-2017 гг. систематически производилась неравноценная замена мяса на сыр или сметану, молока на рыбу, яиц на молоко или сметану, сухофруктов на сахар. 

Выявлены факты недовложения сырья в блюда на пищеблоках учреждений здравоохранения. 
В УЗ «Гомельская городская клиническая больница № 3» из отобранных в ходе проверки 7 образцов блюд для исследования на полноту вложения сырья, приготовленных для питания пациентов, 6 образцов не соответствовали нормам. К примеру, в шницеле натуральном рубленном доля хлеба, содержание которого не допускается, составляла 20%. 

Установлены факты припрятывания продуктов (подготовки их к выносу), предназначенных для питания пациентов учреждений здравоохранения. 
Так, в ходе осмотра складских и производственных помещений УП «Витамин» в шахте грузового лифта находились подготовленные к выносу сметана, молоко, полуфабрикаты из свинины, яблоки. 

Выявлены факты принятия денежных средств при продаже товаров без использования кассовых аппаратов. 
В одном из буфетов УП «Витамин», расположенном в учреждении здравоохранения г.Минска, проверкой выявлены факты принятия денежных средств (483 руб.) без использования кассовых аппаратов, недостачи товарно-материальных ценностей (1527,8 руб.). 

По результатам коллегии отмечено, что выявленные нарушения, проблемы и недостатки свидетельствует о многочисленных упущениях Минздрава, облисполкомов и Минского горисполкома, а также руководителей учреждений здравоохранения и специализированных организаций по приготовлению питания. 

За выявленные нарушения к административной ответственности привлечены 83 чел., к дисциплинарной ответственности – 178 чел., 11 юридических лиц подвергнуты административному взысканию на сумму 4,15 тыс. руб., возмещено бюджетных средств на сумму 195,98 тыс. руб. 

Материалы коллегии с конкретными предложениями по устранению выявленных нарушений и недостатков будут направлены в Правительство Республики Беларусь, а их реализация взята на контроль.  
© Комитет государственного контроля
Республики Беларусь, 2024.