Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать

Комитет госконтроля выявил нарушения и недоработки в ходе мониторинга добровольного страхования медицинских расходов

14.05.2019
Комитет госконтроля выявил нарушения и недоработки в ходе мониторинга добровольного страхования медицинских расходов
Комитетом государственного контроля проведен мониторинг страхового рынка в сегменте добровольного страхования медицинских расходов (ДСМР). В деятельности страховых организаций выявлены нарушения и недоработки. 

Следует отметить, что в последние годы ДСМР динамично развивается: прирост начисленных страховых взносов за 2016 год составил 45% (в целом по видам добровольного страхования – 27%), за 2017 год – 35% (12%), за 2018 год – 28% (18%). 

Наиболее активно в сегменте ДСМР работают три страховщика: БРУСП «Белгосстрах», ЗАСО «Белнефтестрах» и ЗАСО «Имклива Иншуранс». 

Основная доля договоров ДСМР (около 80 процентов) приходится на страхователей – юридических лиц, которые используют его в качестве одного из видов стимулирования своих работников. 

Медицинские услуги по этому виду страхования могут оказывать как государственные, так и частные медицинские учреждения. Также возможно обслуживание в иностранных организациях здравоохранения (при наличии договора между государственным страховщиком и зарубежной медицинской организацией или другой организацией, выступающей гарантом оплаты расходов по оказанию медицинской помощи застрахованному лицу). 

При наступлении страхового случая страховая организация организует медицинскую помощь застрахованному лицу и оплачивает расходы в пределах определенного объема согласно выбранной программе страхования. Для организации и координации оказания экстренной медицинской помощи в нерабочее время, в выходные и праздничные дни в большинстве страховых организаций работает круглосуточная служба ассистанса (услуга по телефону). 

Несмотря на высокие темпы роста начисленных страховых взносов по ДСМР, охват населения республики этим видом страхования незначителен (за 2016 год – всего 3,6%, в 2017 году – 4,4%, в 2018 году – 5%). 

Дальнейшему развитию добровольного страхования медицинских расходов препятствует ряд недостатков и упущений. Как показали контрольно-аналитические мероприятия, в деятельности страховых организаций имеются нарушения и недоработки, вызывающие обоснованные нарекания в их адрес со стороны клиентов. Это отсутствие телефонного контакта с сотрудниками организации в нерабочее время, в выходные и праздничные дни; некорректность в общении с застрахованными лицами; невозможность получения медицинских услуг по заключенному договору и др. 

К примеру, застрахованная гражданка позвонила в страховую организацию с просьбой выслать в медучреждение гарантийное письмо. В страховой компании пообещали это сделать, но не выполнили свое обещание. В результате женщине самой пришлось оплачивать оказанную ей медпомощь (и это при наличии договора страхования). Через некоторое время ситуация повторилась: страховщик выслал гарантийное письмо только через несколько дней после оказания женщине медицинских услуг и самостоятельной оплаты за них. После очередных телефонных разбирательств гражданка обратилась за получением страховых выплат в офис к страховщику, там сделали расчет суммы и отправили женщину за деньгами в банк. По ее словам, услуги страховой компании стоили ей потерянного времени и нервных издержек. 

Нередки случаи, когда на протяжении нескольких часов или даже дней граждане не могут дозвониться в страховую организацию по номерам телефонов, указанным в договоре страхования, для записи на получение медицинской помощи. 

Кроме того, участились случаи навязывания услуг по заключению договоров ДСМР банками – партнерами страховых организаций при оформлении кредитных договоров. Так, гражданину при заключении кредитного договора на сумму 15 тыс. рублей в пакет документов был вложен и договор ДСМР. Страховой взнос в размере 400 рублей банком был включен в выдаваемый кредит. Расторгнуть договор страхования в банке отказались, пояснив, что сделать это можно только в страховой компании. Таким образом, для подачи заявления о расторжении договора страхования гражданину вначале пришлось ехать к страховщику, а затем через несколько дней – уже в другой банк в другом конце города за получением части страхового взноса (за вычетом расходов страховой компании). 

Мониторинг показал, что нуждаются в обновлении условия проведения ДСМР, изложенные в Инструкции о добровольном страховании медицинских расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов от 09.06.2005 № 74. 

Комитет госконтроля отметил недостаточную степень взаимодействия страховщиков с организациями здравоохранения по ДСМР. Зачастую многие виды оплаченных страховщиками консультаций и обследований доступны гражданам только после длительного ожидания в очереди, талоны на платные услуги для застрахованных лиц нередко отсутствуют. 

Медперсонал не всегда обеспечивает сохранность гарантийных писем страховщиков. Как следствие, приходится тратить дополнительное время для получения гражданами медицинских услуг, что вызывает у них обоснованные нарекания. 

В некоторых частных медицинских учреждениях с целью увеличения доходов расширяют перечень лечебных процедур, проводимых застрахованным лицам, а также при отсутствии показаний применяют дорогостоящие диагностические обследования (магнитно-резонансная томография, компьютерная томография и др.) и лабораторные исследования. 

Выявлены факты существенного завышения (до 40%) стоимости платных медицинских услуг для застрахованных лиц по сравнению со стоимостью этих услуг для других пациентов. 

Допускаются случаи несоблюдения требований клинических протоколов – технических нормативных правовых актов Министерства здравоохранения, содержащих установки, доказавшие свою эффективность при лечении конкретного заболевания или при определенной клинической ситуации. Вследствие этого страховщики отказывают в выплате страхового обеспечения. 

В работе страховых организаций с организациями здравоохранения по ДСМР существует потребность в более активном применении информационных технологий в процессе организации медицинской помощи застрахованным лицам, в том числе электронных документооборота и медицинской карты застрахованного лица. 

По результатам проведения мониторинга Комитет государственного контроля предложил принять необходимые меры по корректировке норм законодательства, касающихся ДСМР, организации и обеспечению доступной и качественной медицинской помощи застрахованным лицам, повышению эффективности взаимодействия организаций здравоохранения со страховыми организациями и популяризации добровольного страхования медицинских расходов.  
© Комитет государственного контроля
Республики Беларусь, 2024.