Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать

От слов – к делу

16.06.2017
От слов – к делу
 

Комитет госконтроля центрального региона по поручению Главы государства детально проанализировал формирование затрат на жилищно-коммунальные услуги для населения и выявил резервы по их снижению.

Чтобы составить общую картину того, что происходит в сфере ЖКХ, сотрудники госконтроля изучили работу коммунальников за последние полтора года. И хотя итогами 2016-ого последние могут гордиться (по поручению Главы государства затраты на оказание услуг снизились на 103,2% от запланированного), по мнению Комитета госконтроля трудиться есть над чем.

На данном этапе важнейшим направлением работы организаций жилищно-коммунального хозяйства, является повышение качества жилищно-коммунальных услуг при одновременном снижении затрат на их оказание. Себестоимость жилищно-коммунальных услуг планируется снижать минимум на 5% ежегодно (в сопоставимых условиях к предыдущему периоду).

Одной из самых острых проблем в сфере ЖКХ госконтроль признал большие потери воды и ее неучтенный расход. Именно по этой статье коммунальники несут, наверное, самые существенные денежные потери.

Как показали контрольно-аналитические мероприятия, в Минской области организациями ЖКХ не в полной мере обеспечивается соблюдение режима экономии.

Так, причинами значительных потерь воды в сетях является отсутствие полного
и достоверного учета количества потребляемой воды. К примеру, в КУП «Слуцкое ЖКХ» не были оборудованы групповыми приборами учета расхода горячей воды – 174 многоквартирных дома с числом квартир 20 и более (2%) и 31 многоквартирный дом
с числом квартир менее 20 (86,2%), Борисовском УП «Жилье» - групповыми приборами учета расхода горячей воды 193 многоквартирных дома с числом квартир 20 и более
(45% от общего количества) и 15 многоквартирных домов с числом квартир менее
20 (100%).

Также указанное положение дел обусловлено и сознательным уклонением отдельных граждан от регистрации возведенных жилых домов, заключения договоров на оказание услуг и установки приборов учета воды, а также из-за попустительской позиции местных органов власти и  организаций ЖКХ.

В деревне Дофаренция Минского района услугами водоснабжения пользуются жильцы 78 домов. При этом договор с ЖКХ на оказание соответствующих услуг заключило всего 67 собственников, а расчеты за воду по индивидуальным приборам учета воды осуществляются только по 41 домовладению. Что это значит?

За 2016 год по водозабору в д. Дофаренция населению предъявлено к оплате только 17,3% от общего объема поднятой воды ДУП «Водоканал Минского района»,
а перерасход (сверхнормативное потребление) электрической энергии на подъем воды за январь-апрель и декабрь 2016 г. составил почти 1 383 кВт*ч.

Таким образом, объем не распределенной воды (самовольное потребление
и сверхнормативные потери) составил порядка 82,7%.

Организации ЖКХ, обслуживающие бани, из-за отсутствия надлежащего учета числа посетителей, объемов потребленной и отведенной воды также несут значительные убытки.

Например, в бане № 1 УП «Столбцовское ОКС» из-за отсутствия счетчиков холодной воды несоответствие объемов потребленной и отведенной воды составило 1,1 тыс.м3 и 9,9 тыс.м3 соответственно (объем потребленной воды определялся по количеству проданных билетов, а отведенной воды – по фактическому объему).

При этом, по 4 баням УП «Столбцовское ОКС» рентабельность оказания услуг составила минус 55,6%.

Серьезные изменения должны произойти и в работе энергосистемы региона. Здесь госконтроль предлагает пойти по пути оптимизации отдельных котельных, на которых имеется избыток установленных тепловых мощностей в сравнении с подключенными тепловыми нагрузками, а также замены изношенных участков теплотрасс на новые.
В пример ставят современную котельную в Радошковичах (Молодечненский район), которую открыли в сентябре 2016 г. Ее возвели с нуля. Поближе к поселку. После строительства новой котельной (на МВТ и газу) только за I квартал 2017 г. получен экономический эффект порядка 93 тыс.руб. за счет снижения себестоимости произведенной тепловой энергии со 126 руб. до 81 руб. за 1 Гкал. (потребление газа снижено на 60%, потери тепловой энергии – до 4% и др.).

Немалые деньги ЖКХ тратит на то, что к их работе не имеет никакого отношения. Речь идет об объектах, переданных на баланс коммунальникам прежними хозяевами. Чего только нет в этом списке: и рестораны, и здания бывших военных городков, и животноводческие комплексы, и торговые центры, и даже стадионы! Поддерживать, убирать, охранять их – затраты немалые. Только за первый квартал этого года организации ЖКХ на них потратили порядка 1 млн. руб.

Пусть на себестоимости услуг для населения содержание таких непрофильных объектов не сказывается напрямую, но опосредованно все же на него влияет. Потраченные денежные средства на такие объекты могли бы быть направлены, например, на обновление парка транспортных средств и другие организационные (технические) мероприятия.

Госконтроль предлагает создать специализированную организацию, которая бы занималась вопросами «непрофильных активов» всех организаций ЖКХ и неиспользуемых объектов государственной собственности в целом (искала инвесторов и арендаторов пустующих квадратных метров, обеспечивала их сохранность и т.д.).

Наряду с содержанием и обслуживанием непрофильных объектов отдельные местные исполнительные органы на организации ЖКХ возлагали и другие задачи, не связанные с предоставлением жилищно-коммунальных услуг, которые выполнялись за счет собственных средств данных организаций.

Как правило организации ЖКХ привлекались на посевную и уборочную компании, на работы по благоустройству объектов, не находящихся на их балансе, а сумма понесенных затрат, отнесенная на убытки, за 2016 год в целом по области составила более 130 тыс.руб.

Отдельный вопрос – это содержание общежитий. Когда-то почти все они принадлежали различным ведомственным предприятиям, но по разным причинам были переданы на баланс ЖКХ. Работники прежних организаций-хозяев, к слову, по-прежнему живут в этих общежитиях. И, как и раньше, не платят за пользование жилыми помещениями в нем ни копейки. А вот ЖКХ содержание общежитий и затраты на поддержание их в приличном состоянии обходится далеко не в копеечку – около
1 млн.руб. в прошлом году были потрачены на эти цели.

Жильцы общежитий платят только за оказанные им коммунальные услуги. В то же время организации, которые ходатайствовали о заселении туда своих работников, зачастую отказываются заключать договоры на возмещение убытков коммунальникам.

По мнению Комитета, установление платы за пользование жилым помещением в общежитии позволит организациям ЖКХ в полном объеме компенсировать понесенные затраты по их содержанию. В настоящее время такая плата установлена законодательством только для нанимателей общежитий государственных учреждений образований.

Сотрудники Комитета госконтроля Минской области уверены, что выявленные резервы позволят организациям ЖКХ области в 2017 году снизить затраты на жилищно-коммунальные услуги для населения и достичь значительного экономического эффекта.
© Комитет государственного контроля
Республики Беларусь, 2024.