Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать

Pacta sunt servanda (договоры должны соблюдаться)

15.01.2015
В Республике Беларусь уделяется большое внимание вопросам создания привлекательных условий для ведения бизнеса и инвестирования в экономику страны. Инвесторам предоставляются различные преференции и льготы (например, по уплате налогов, сборов, пошлин), в расчете, что реализуемые ими проекты принесут еще большую выгоду для экономики страны. Вместе с тем, некоторые инвесторы забывают, что получив преференции и льготы, они приобретают еще и обязанности по реализации проектов в установленные инвестиционными договорами сроки. В порядке контроля за реализацией в Минской области инвестиционных проектов Комитетом государственного контроля Минской области проведена проверка совместного общества с ограниченной ответственностью (далее – общества), в ходе которой установлены нарушения требований инвестиционного договора, заключенного с Миноблисполкомом, а также многочисленные нарушения законодательства (налогового, земельного, природоохранного и др.). Так, в соответствии с Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы, а также инвестиционным договором, заключенным с Миноблисполкомом, общество реализует проект по строительству комплекса по производству реагентов. Следует отметить, что в соответствии с договором инвестор обязан обеспечить реализацию инвестиционного проекта в объемах и сроки, определенные договором, а в случае несоблюдения или ненадлежащего соблюдения инвестором обязательств по договору возместить затраты, связанные с предоставлением ему льгот и преференций в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь и договором. Однако установлено, что ввод комплекса в эксплуатацию произведен с нарушением установленного инвестиционным договором срока. При этом превышен нормативный срок строительства, установленный проектной документацией (почти на 13 месяцев). Более того, в нарушение требований законодательства при исчислении налога на недвижимость обществом необоснованно применена льгота в части объектов незавершенного строительства, что привело к занижению суммы налога на 1,3 млрд.руб. Как оказалось такие факты в Минской области не единичны. Комитетом государственного контроля Минской области выявлено 70 объектов, возводимых в рамках реализации заключенных Минским облисполкомом инвестиционных договоров, и по которым инвесторами нарушены нормативные сроки их строительства. По материалам Комитета государственного контроля Минской области налоговыми инспекциями Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь в августе-декабре прошлого года по указанным фактам доначислено более 6 млрд.руб. налога на недвижимость (с учетом пени). Следует отметить, что законодательством предусмотрено увеличение размера ежегодной арендной платы за земельные участки, занятые объектами сверхнормативного незавершенного строительства, на коэффициент 2. Однако существующий механизм взыскания арендной платы в повышенном размере требует корректировки. В связи с чем, Комитетом госконтроля Минской области в настоящее время прорабатываются соответствующие предложения по изменению действующего законодательства.
© Комитет государственного контроля
Республики Беларусь, 2024.