Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать

Комитетом государственного контроля Гродненской области проведены заседания коллегии по вопросам недостаточности принимаемых мер по созданию прочной кормовой базы и о результатах контрольно-аналитических мероприятий по вопросу развития подкомплекса технических культур подпрограммы 1 «Развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» Государственной программы развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016 – 2020 годы.

29.11.2018
Комитетом государственного контроля Гродненской области проведены заседания коллегии по вопросам недостаточности принимаемых мер по созданию прочной кормовой базы и о результатах контрольно-аналитических мероприятий по вопросу развития подкомплекса технических культур подпрограммы 1 «Развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» Государственной программы развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016 – 2020 годы.
Как показали контрольно-аналитические мероприятия, проведенные Комитетом государственного контроля Гродненской области в августе-октябре 2018 года, приняты недостаточные меры по заготовке кормов высокого качества и в объемах, необходимых для организации полноценного кормления скота, созданию прочной кормовой базы и выполнению постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2017 № 1050 «О мерах по подготовке сельскохозяйственных организаций к полевым работам, созданию прочной кормовой базы и уборке урожая в 2018 году», согласно которому в текущем году сельхозорганизациям области необходимо заготовить для стойлового содержания скота не менее 27 центнеров кормовых единиц.
Как следствие, по состоянию на 16.11.2018, на условную голову в области заготовлено только 25,09 центнеров кормовых единиц (93%). В Слонимском районе данный показатель составил 20,29 центнеров кормовых единиц.
Из года в год недостаточно внимания уделяется вопросу своевременного проведения работ по перезалужению лугопастбищных угодий, подсеву многолетних трав на пашне и закладке семенников многолетних трав. За пять предыдущих лет в области перезалужение лугопастбищных угодий проведено только на 69% площадей, а в Ивьевском и Слонимском районах - на 30% и 37% соответственно.
Отмечались многочисленные факты нарушения технологического регламента заготовки и хранения травянистых кормов. Так, на МТФ «Загазь» КСУП «Ворняны» Островецкого района по состоянию на 21.08.2018 закладка сенажа велась девятый день, при этом указанная траншея после укрытия была раскрыта и повторно закладывалась, вследствие чего отмечались очаги гниения сенажа, повышение температуры до 42 – 43 градусов, въезд в траншею не был выслан соломой.
Не выполняется поручение Главы государства по исключению закладки травянистых кормов в курганы и бурты, по заготовке кормов с упаковкой в полимерные материалы.
Согласно Государственной программы развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016 – 2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 марта 2016 года № 196, индикаторами развития подкомплекса технических культур на 2016 - 2020 годы являются обеспечение к концу 2020 года производства в Гродненской области маслосемян рапса в объеме 143 тыс. тонн, льноволокна – 8,7 тыс. тонн, повышение урожайности маслосемян рапса до 20,5 ц/га, льноволокна - до 11 ц/га.
Однако в Гродненской области сформированы менее напряженные планы по развитию льноводческой отрасли. В 2018 году заготовлено только 11,5 тыс. тонн льнотресты в физическом весе, что составило 70,1% от уровня 2017 года. При этом урожайность льнотресты сложилась на уровне 24,4 ц/га, что составило 78% к уровню 2017 года. В переводе на льноволокно в области в 2018 году заготовлено только 3,2 тыс. тонн или 36,8% от запланированного мероприятиями Программы.
В ходе коллегии отмечалось, что основной причиной недостаточного производства льнотресты является несоблюдение технологии возделывания льна.
Установлены факты невыполнения поручений Главы государства по обеспечению выделения под посевы льна льнопригодных земель, завершению сева в течение 10 дней, подъему льнотресты средним номером 1,5.
В области на 17 ноября 2017 года было обработано глифосатами только 4846 га или 75% от запланированной площади под посевы льна урожая 2018 года.
Согласно Государственной программы развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016 – 2021 годы, объем производства рапса в амбарном весе по области в 2017 – 2018 годах должен составлять 135 тыс. тонн.
В 2017 году объем производства маслосемян рапса составил 132,6 тыс. тонны или 98,2% от доведенного задания. В 2018 году произведено в бункерном весе 112,5 тыс. тонн или 72,3% от уровня 2017 года.
Не всеми сельскохозяйственными организациями выполнено поручение Главы государства о принятии необходимых мер по обеспечению максимальной продуктивности посевов рапса.
Каждое пятое хозяйство в области (28 хозяйств) не достигло урожайности маслосеменя рапса 10 ц/га в бункерном весе, в т.ч. в Волковысском районе – 2, Дятловском – 4, Ивьевском – 1, Лидском – 2, Мостовском – 1, Новогрудском – 3, Островецком – 1, Ошмянском – 5, Свислочском – 6, Слонимском – 1, Сморгонском – 2 хозяйства.
На коллегии отмечалось, что в области не были приняты достаточные меры по контролю за соблюдением требований отраслевого регламента по возделыванию маслосемян рапса, даже на начальных стадиях выполнения работ допущены грубые просчеты, которые минимизировали положительный эффект от других мероприятий и привели к увеличению себестоимости производства.
Так, не соблюдается технический регламент по соблюдению сроков подготовки почвы для посева рапса, сроков его сева, внесения средств защиты растений, стимуляторов роста.
Необеспечение выполнения мероприятий Государственной программы развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь в части производства рапса, является одним из факторов, не позволившим выполнить в полном объеме поручение Главы государства об обеспечении животноводческой отрасли республики растительным белком.
Коллегией даны поручения комитету по сельскому хозяйству и продовольствию Гродненского облисполкома, райисполкомам обеспечить безусловное выполнение поручений Главы государства, принять меры по строгому соблюдению технологических требований при производстве сельскохозяйственной продукции.
© Комитет государственного контроля
Республики Беларусь, 2024.