Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать

Комитет госконтроля Гомельской области изучил работу землеустроительных служб региона по наведению порядка на земле

28.09.2017
Комитет госконтроля Гомельской области изучил работу землеустроительных служб региона по наведению порядка на земле
Основными принципами землепользования в нашей стране являются эффективное использование земель, их охрана и улучшение полезных свойств земель. Этим вопросам уделяется внимание на высшем государственном уровне.

Тем не менее, проведенные КГК Гомельской области в феврале-мае 2017 года контрольные мероприятия, выявили в регионе множественные факты невыполнения поручений Главы государства по наведению порядка на земле, бесхозяйственного отношения к земельным ресурсам, причинения вреда государству при распоряжении земельными участками, нарушений при осуществлении государственного контроля за использованием и охраной земель.

Специалисты госконтроля установили, что в работе как областной, так и районных землеустроительных служб по-прежнему допускались формализм, очковтирательство и безответственность, при этом реальные меры по наведению порядка на земле и повышению эффективности ее использования не принимались.

Так, несмотря на проводимую работу по вовлечению земель в сельскохозяйственный оборот, на протяжении последних лет площадь сельскохозяйственных земель Гомельской области постоянно сокращается.

За три последних года их площадь сократилась на 30,4 тыс. га, в том числе за 2016 год – на 6,6 тыс. га.

При этом местные землеустроительные службы по фактам зарастания сельскохозяйственных земель (пахотные, луговые, залежные и земли под постоянными культурами) как правило, не привлекали виновных лиц к административной ответственности.

Согласно отчетам за 2016 год по таким фактам землеустроительными службами было выдано 774 предписания, в то время как административных дел возбуждено только 106, общая сумма примененных штрафов составила всего лишь 6,8 тыс. руб., что несоизмеримо с размером потерь сельскохозяйственного производства, понесенных Гомельской областью.

Даже с учетом применения минимального норматива возмещения (постановление Совета Министров от 26.03.2008 № 462), указанные потери только по выбытию из сельхозоборота области пахотных земель составили в 2016 году 2833,4 тыс. руб.

Кроме того, Комитетом области установлено, что в регионе не принимались какие-либо меры по возмещению вреда по фактам деградации пахотных и улучшенных луговых земель в результате их зарастания, что также не пресекало факты выбытия сельскохозяйственных земель из хозяйственного оборота.

При этом из года в год, землеустроительная служба облисполкома информировала Гомельский облисполком о достижении высокого уровня вовлечения неиспользуемых земель в сельскохозяйственный оборот.

Однако, как показала проверка, представляемая земслужбой облисполкома информация о вовлечении в сельхозоборот являлась не результатом работы землеустроительных служб.

Так, за 2016 год районные земслужбы отчитались о принятых мерах по вовлечению 11,8 тыс. га земель в сельскохозяйственный оборот в результате проведения мелиоративных работ, при том, что работники указанных служб практически не имели какого-либо отношения к данным работам.

Кроме того, большая часть указанных земель использовалась в сельскохозяйственном обороте еще до проведения мелиоративных работ.

В соответствии со статьей 90 Кодекса Республики Беларусь о земле, государственный контроль за использованием и охраной земель осуществляется областными, городскими (городов областного, районного подчинения), районными, сельскими, поселковыми исполнительными комитетами непосредственно и (или) через свои землеустроительные службы.

Согласно ведомственной отчетности Гомельская область по результатам осуществления госконтроля в сфере земельных отношений на протяжении последних лет занимает лидирующие позиции в республике.

В целом за 2016 год землеустроительными службами региона выдано 34483 предписания об устранении выявленных нарушений земельного законодательства, составлено 3345 административных протоколов (постановлений).

Однако, проведенная Комитетом области проверка выявила факты откровенного очковтирательства в работе отдельных землеустроительных служб при осуществлении государственного контроля за использованием и охраной земель.

В погоне за выполнением доводимых показателей, районные землеустроительные службы допускали «приписки» в ведомственной отчетности, выписывали предписания об устранении выявленных нарушений умершим гражданам, а также гражданам, не являющимся собственниками (пользователями) земельных участков, привлекали к административной ответственности невиновных лиц, а также нескольких лиц за одно и то же нарушение.

Яркий пример такого контроля продемонстрировала землеустроительная служба Житковичского райисполкома. Так, районная служба отчиталась о выдаче в 2015-2016 г.г. 3058 предписаний об устранении выявленных нарушений, при этом в ходе проверки работники службы не смогли предъявить 1549 таких предписаний (около 50% от общего количества), а также какие-либо материалы к ним относящиеся.

При этом выборочной проверкой обоснованности выдачи имеющихся в службе предписаний, установлен 41 факт фиктивности таких предписаний.

К примеру, землеустроительной службой Житковичского райисполкома в марте 2017 года в адрес гражданина было направлено предписание по факту зарастания сорной растительностью земельного участка в д. Гребень по месту его жительства.

Согласно журналу регистрации предписаний требования районной службы были исполнены указанным гражданином в полном объеме.

Однако, фактически данный гражданин умер еще в 2010 году (7 лет назад) и на день смерти проживал не д. Гребень, а в д. Ямицы.

Отличилась и Ветковская землеустроительная служба. Специалистами земслужбы с целью создания видимости эффективности контроля при выявлении нарушений, в отношении одного и того же лица одновременно выносилось несколько предписаний по одному вопросу.

К примеру, руководителю районного предприятия в мае 2016 года было направлено 5 предписаний по одному вопросу – наведение должного порядка на объектах предприятия, находящихся в разных местах.

Кроме того, имели место факты привлечения к административной ответственности невиновных лиц.

Так, к административной ответственности за неисполнение выданного предписания (ст. 23.1 КоАП) в мае 2016 года был привлечен заместитель директора одного из предприятий, в то время как фактически указанное предписание он не получал.

Следует отметить, что факты бездействия, формализма и безответственности при осуществлении контроля за использованием земель, допускались и областной землеустроительной службой.

Так, за последние 2,5 года сектором госконтроля областной землеустроительной службы вынесено лишь 2 предписания, в отношении гражданина, который фактически каких-либо нарушений не совершал, и составлено только 2 административных протокола, один из которых судом Новобелицкого района г. Гомеля был отменен, в связи с отсутствием состава правонарушения.

Вышеуказанные вопросы были рассмотрены на коллегии Комитета области с участием помощника Президента Республики Беларусь – инспектора по Гомельской области и прокурора Гомельской области, по результатам которой руководству Гомельского облисполкома предложено принять меры по устранению и упреждению в дальнейшем выявленных нарушений, а также привлечению к ответственности лиц их допустивших, вплоть до освобождения от занимаемых должностей.
© Комитет государственного контроля
Республики Беларусь, 2024.