Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать

Обучение при отсутствии вакансий

29.06.2018
Обучение при отсутствии вакансий
Комитетом государственного контроля Брестской области проведен аудит эффективности целевого и эффективного использования бюджетных (внебюджетных) средств, направленных в 2016-2017 гг. на исполнение подпрограммы 1 «Содействия занятости населения» Государственной программы о социальной защите и содействия занятости населения на 2016 – 2020 годы, результаты которого показали высокую эффективность реализации регионального комплекса мероприятий и выполнение установленных целевых показателей. В частности в области в анализируемом периоде выполнены все целевые показатели, в том числе и сводный целевой показатель «уровень зарегистрированной безработицы», характеризующий в целом эффективность выполнения данной подпрограммы, который при предельных прогнозных значениях не более 2%, фактически составил 0,9% и 0,7% соответственно. Целью обучения безработных по направлению органов по труду, занятости и социальной защите является содействие обеспечению эффективной занятости населения, сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, сохранение и развитие ее профессионального потенциала, повышение трудовой активности и конкурентоспособности работников. В то же время при выполнении данных задач выявлены определенные недостатки и упущения со стороны органов по труду, занятости и социальной защите как в планировании объемов направляемых на эти цели средств государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь бюджетных средств, так и эффективности и рациональности их использования. В частности установлены факты ежегодного значительного недоосвоения выделенных ассигнований – до 11% от выделенных сумм, неединичные случаи направления территориальными органами соцзащиты на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации безработных, без учета фактических потребностей регионов в кадрах, т.е. граждане направляются по переобучение тем профессиям, вакансии по которым отсутствуют на рынках труда регионов, при этом зачастую данные безработные трудоустраиваются не по вновь полученной профессии, а на рабочие места, не требующие квалификации (к примеру – грузчиками). Кроме того, нередко получив новую специальность, граждане не трудоустраиваются, а повторно регистрируются в качестве безработных и снова направляются на обучение и переобучение. К примеру, в Ганцевичском районе при отсутствии вакансий гражданка была направлена на обучение по специальности визажист, мастер по маникюру, а спустя 2 месяца после переобучения вновь была направлена на обучение по специальности парикмахер. В Жабинковском районе, при отсутствии вакансий по специальности парикмахер, двое граждан были направлены на обучение данной профессии, причем после завершения обучения трудоустроились не парикмахерами, а грибоводом и уборщиком помещений. Не решается в полной мере проблема взыскания задолженности с граждан, отчисленных до завершения полного курса обучения и не возместивших расходы за обучение в установленные территориальными органами по труду и социальной защите сроки. При этом территориальными органами соцзащиты не практикуется взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами в рамках статьи 366 Гражданского кодекса с должников, отчисленных по неуважительным причинам до завершения полного курса обучения, и не возместивших стоимость обучения в установленные предписаниями сроки. По результатам аудита эффективности Комитетом госконтроля Брестской области проведена коллегия, на которой выработан ряд конструктивных мер и предложений по повышению эффективности обучения и переподготовки безработных, недопущению нерационального расходования государственных средств, в том числе подготовлены обоснованные предложения по совершенствованию законодательства в сфере занятости населения.
© Комитет государственного контроля
Республики Беларусь, 2024.